Найти тему
Daniel the Rocket Master

Американская ракета с украинскими баками и российским двигателем.

28 октября 2014 - один из самых красивых взрывов в истории американской космонавтики. Благодаря турбонасосу советского производства.
28 октября 2014 - один из самых красивых взрывов в истории американской космонавтики. Благодаря турбонасосу советского производства.

Ракета-носитель "Antares"

Самый известный образец американской ракеты с российскими двигателями - Atlas V с РД-180 от ULA. Но она не единственная в своём роде. Компания Orbital Sciences Corporation (которая позже преобразовалась в Orbital ATK, а недавно её купила Northrop Grumman, так что нынче это всё их достояние), так же смастерила носитель с российским двигателем.

Orbital Sciences Corporation - это не какой-нибудь ноунейм, а довольно крупная и богатая компания, основанная в 1980-х. Начали они с производства малых спутников, и постепенно захватили 55% американского рынка малых спутников. Потом полезли в рынок малых ракет-носителей, и захватили солидную долю в 60% этого рынка США, разработав неплохие и довольно недорогие носители "Пегас", "Таурус" и серию "Минотавр". За основу были взяты списанные и взятые по дешёвке твердотопливные двигатели баллистических ракет.

На рынке малых аппаратов и ракет компании не сиделось, и Orbital Sciences Corporation полезли в более серьёзный и прибыльный сегмент ракет среднего класса. Вместе со SpaceX они оказались финалистами конкурса НАСА на грузовой корабль для МКС, разработали корабль "Сигнус" и начали разработку ракеты для него.

Первая ступень и двигатель AJ-26 (НК-33)

"Антарес" с двигателями AJ-26 (на основе советского НК-33).
"Антарес" с двигателями AJ-26 (на основе советского НК-33).

Так как Orbital Sciences Corporation до этого в основном работали с твердотопливными двигателями и имели мало опыта с жидкостями и криогеникой, для надёжности они подрядили КБ "Южное" из Украинского Днепра. До этого южное занималось производством ракеты "Зенит-2". Первая ступень "Антареса", которую они собирают, сходна с "Зенитом" - тот же диаметр, схожий (относительно) двигатель. А после прекращения производства "Зенитов" в 2014 году сборка ступеней для "Антареса" - наверное, главное, что кормит этот завод.

В качестве двигателя за основу взят двигатель НК-33 от российского ОКБ Кузнецова. Его сделали ещё в конце 1960-х годов для советской лунной ракеты Н-1. Когда проект отменили, в ОКБ Кузнецова лежали уже собранные десятки двигателей, их поместили на консервацию. В середине 1990-х годов американская компания Aerojet выкупила 36 двигателей по одному миллиону долларов за штуку и провели тестовые запуски, которые показали, что двигатели до сих пор работоспособны и соответствуют заявленным характеристикам.

Именно у Аэроджета Орбиталы заказали двигатели первой ступени, хотя их критиковали за решение купить двигатели сорокалетней давности (позже это как раз аукнулось). В жёлтой прессе можно встретить различные хвалебные оды лунному двигателю НК-33, но его выбрали не за характеристики (они, кстати, неплохо выше средних), а за цену. Движки купили как на барахолке. Сравните 2 млн. долларов за два движка НК-33 и 25 млн. долларов за РД-180 (у них сходная тяга, РД-180 чуть мощнее).

Тем не менее, на "Антаресе" стоит двигатель Aerojet AJ-26. Аэроджеты доработали НК-33, сняли часть оснастки, поставили американскую электронику, доработали двигатель для работы с американскими сортами керосина. А самое главное - поставили карданный шарнир для управления вектором тяги - базовый НК-33 поворачивать не умеет.

Вторая ступень

-3

Вторая ступень - твердотопливный двигатель Castor 30 в версиях A, B и XL. Многократно опробован на предыдущих ракетах Орбиталов и баллистических ракетах.

Третья ступень и полезная нагрузка

Ракета "Антарес" теоретически может запускаться в двух- и трёхступенчатом вариантах. Может быть добавлена третья ступень на жидких высококипящих компонентах, но на практике её ни разу не запускали. С ней грузоподъёмность ракеты может достигать 7 тонн.

Корабль "Сигнус", расширенный вариант.
Корабль "Сигнус", расширенный вариант.

Основной, и пока единственной полезной нагрузкой "Антареса" является транспортный корабль "Сигнус" для снабжения МКС. Было уже запущено десять кораблей в базовом и расширенном вариантах, и ещё два запланированы на ближайшее будущее.

Предусматривается также коммерческий запуск "Антаресом" различных спутников, но пока заказчики не спешат - нет ни одного заказа, и орбиталы (теперь "Нортроп") запускают только свои транспортики.

Катастрофа и перерождение

28 октября 2014 года ракета "Антарес" с кораблём "Сигнус" Орб-3 взорвалась на 6-й секунде полёта. Причиной послужила поломка турбонасоса двигателя первой ступени. Тут-то как раз орбиталам припомнили решение запускать на двигателях сорокалетней давности.

Полёты "Антаресов" и "Сигнусов" приостановили, конструкцию ракеты переработали. Вместо AJ-26 поставили два российских двигателя РД-181 от российского НПО "Энергомаш. РД-181 имеет более высокую тягу, чем НК-33 и позволяет выводить более тяжёлую нагрузку (расширенный "Сигнус" вместо базового).

"Антарес" с российскими РД-181
"Антарес" с российскими РД-181

С момента замены НК-33 на РД-181 совершено уже семь пусков, все успешные. Хотя в американской прессе встречается критика замены взорвавшегося российского двигателя на другой российский двигатель.

Перспективы "Антареса"

Пока летает.
Пока летает.

На сегодняшний день запланированы ещё два полёта "Антареса", и скорее всего закажут ещё немного. В то же время производителя (теперь хозяева - это Northrop Grumman ) не устраивает, что коммерческих заказчиков, кроме транспортных услуг для НАСА, нет и не планируется.

Поэтому Northrop Grumman ведёт разработку нового носителя OmegA.

OmegA
OmegA

OmegA должна выводить на орбиту до 10 тонн груза и совершить первый полёт уже в начале 2021 года. Главный фактор возможного коммерческого успеха ракеты - цена, которую "Нортроп" запросит за пуск - пока не известна. Но "Антаресу" осталось летать два-три года. Видимо, эпоха российских двигателей на американских ракетах подходит к концу.

СВО
1,21 млн интересуются