На рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века ведущие армии мира завершили переход на танки, которые по многим классификациям относят ко второму послевоенному поколению. В настоящее время многие из изделий этого класса все еще сохраняют ресурс для глубокой модернизации, позволяющий сохранить их в эксплуатации до середины следующего десятилетия. Однако большинство боевых машин того поколения уже сегодня считается морально устаревшим и физически изношено и требует замены в текущем десятилетии.
По оценке главы германского концерна «Краусс-Маффай Вегман» (КМВ) Франка Хауна, в ближайшие 20-30 лет в Европе будет закуплено порядка 5 тыс. новых танков взамен устаревших и выслуживших свои сроки боевых машин. Сегодня этот сегмент рынка вооружений оценивается в 75 млрд долларов. А в период до 2050 года, по мнению Хауна, на «бронированные системы и артиллерию» европейские страны потратят не менее 100 млрд долларов. В европейских странах НАТО в настоящее время насчитывается порядка 8 тыс. танков 11 различных моделей, а 42% этого парка приходится на «Леопарды» десятка модификаций
Очевидно, что не только баварская танкостроительная фирма нацелилась на этот аппетитный «пирог». Наряду с ней в Европе к числу лидеров индустрии бронетехники на нынешнем этапе относят также германский концерн «Райнметалл», французскую госкомпанию «Некстер», британского производителя «Би-эй-и системс», европейский филиал американской «Дженерал дайнемикс» (GDELS) и итальянская «Ивеко дефенс вииклс».
Согласно нынешним предварительным расчетам, Германия должна будет в перспективе 2035-2038 гг. закупить 320-350 танков нового поколения, а Франция — не менее 200. Не исключено, что обе страны могут и расширить такой заказ.
Именно с прицелом на свои перспективные потребности Берлин и Париж с начала нынешнего десятилетия начали прорабатывать проект совместного создания и производства сухопутной боевой машины нового поколения, получивший англоязычное наименование «Main Ground Combat System» (MGCS). Под этот проект было осуществлено объединение двух производителей бронетанковой техники (КМВ и «Некстер») под эгидой холдинга КНДС, осуществленное при содействии правительств Германии и Франции. В проект попытался вскочить и «Райнметалл», который ранее предпринимал попытки (в том числе недружественные) поглотить КМВ. На каком-то этапе было даже достигнуто соглашение о разделении долей в будущем консорциуме («Некстер» -50%, КМВ и «Райнметалл» — по 25%), однако французское правительство стало продавливать вариант опоры проекта на КНДС. Предложение «Райнметалл» взять подряд на создание 130-мм пушки для новой боевой машины вроде бы тоже отвергается, теперь уже «Некстером». Участие других компаний в качестве индустриальных подрядчиков данного проекта пока не рассматривается.
Претенденты на получение германо-французского заказа в течение нескольких лет уже пытаются продемонстрировать свои производственные возможности, технологии и полет конструкторской мысли. Некоторые идеи были воплощены в модернизации «Леопардов-2»: КМВ представил модель 2A7+, который «катали» по международным оружейным салонам все прошлое десятилетие, «Райнметалл» несколько позже предложил другой модернизированный стандарт – 2A7V.
В 2017 году было принято политическое решение правительственной коалиции об увеличении численности танков в Бундесвере с 225 еще на 104 машины стандарта 2A7V (все — модернизированные танки моделей 2А4, 2А6 и 2A7 из правительственных складских запасов или выкупленные обратно за рубежом). Контракт реализуется совместно КМВ и «Райнметалл», которые вновь не ладят друг с другом. Позже КМВ получил контракт на модернизацию по этому же стандарту 101 танка «Леопард-2А6» из боевого состава Бундесвера
Параллельно конкуренты продвигали на выставках свои перспективные концепты-«демонстраторы». КНДС выкатывал гибрид шасси «Леопарда-2» с компактной башней французского «Леклерка», «Райнметалл» — «MBT Advanced Technology Demonstrator» (первый вариант — «Revolution»).
Полевое тестирование демонстратора перспективного танка от КНДС
С 2018 года работа над проектом ведется под руководством правительств Германии и Франции. Финансовые вложения две страны делят поровну.
Правительства Германии и Франции, технически имея запас времени, не торопятся с определением техзадания на новый танк. Работа идет по аналогичной схеме, что и создание франко-германского самолета (при участии Испании). Если по авиационной боевой платформе Future Air Combat System (FACS) руководящая роль отведена Франции, то по бронетанковой платформе — Германии.
Во время февральского визита президента Франции Манюэля Макрона в Варшаву, как сообщалось, обсуждался вопрос об участии Польши в проекте MGCS. Причем в широком контексте реанимации тесного политического сотрудничества Франции, Германии и Польши в формате «Веймарского треугольника». Ранее разговор на аналогичную тему велся между министрами обороны Польши и Германии.
Однако, судя по всему, стремление польских правительственных и промышленных кругов присоединиться к разработке перспективного танка поддержано не было. Считается также, что Варшава хотела бы, чтобы этот проект развивался под эгидой Евросоюза и, соответственно, при поддержке фондов ЕС. Плюс ко всему, польские вооруженные силы нуждаются в срочной замене основной части своего танкового парка (это Т-72 первых моделей и их модификации) уже в нынешнем десятилетии, а не следующем. Хотя, безусловно, общий размер польского танкового парка (порядка 800 машин, т.е больше чем у Германии Франции, вместе взятых) был бы чрезвычайно привлекателен для производителей, в том числе и в плане снижения цены на танки большой серии.
Несколько дней назад министерство обороны Германии объявило о подписании двух франко-германских соглашений по проекту MGCS, которые упорядочивают проект в плане организации и управления. В плане НИОКР процесс переводится на стадию разработки «архитектуры» перспективной бронетанковой платформы (ориентировочный срок — 2 года). Судя по предыдущему опыту разработки того же «Лео-2», прототипов и предсерийных образцов новой машины можно ожидать где-то ближе к концу текущего десятилетия. Пока же рассматриваются различные идеи — вплоть до оценки облика новой машины как с традиционным экипажем, с необитаемым модулем или полностью «беспилотной» (мультиплатформенная концепция).
Ранее, когда в проект пытался войти «Райнметалл», у которого есть наработки по новой танковой пушке, иногда говорили о готовности противостоять российской перспективной боевой платформе «Армата». Сейчас уже ни о каком противопоставлении или конкурентном сравнении с российским предсерийным образцом Т-14 речь не идет.