Рассказ
На исходе дня в дверь гражданина Н. постучала смерть.
Сам Н. был скромным, тихим человеком средних лет, с нелепой рыжеватой бородой, торчащей во все стороны. Из-за этой бороды он был похож на доброго старика-лесовика. Только рост и телосложение говорили о том, что он здоров и крепок. Непонятно, почему смерть постучала в его дверь так преждевременно и неожиданно?
Сначала гражданин Н. даже не понял: в чем дело. Перед ним на пороге стоял высокий худощавый молодой человек лет двадцати шести, весь в черном. На нем были черные, спортивного покроя брюки, в брюках - черный кожаный пояс, далее, черный джемпер и черные часы на руке. Также у молодого человека были аккуратно подстриженные черные волосы, черные брови и ресницы, и глаза настоящего черного цвета. И даже небольшая черная родинка была на щеке. Благодаря всему этому, молодой человек выглядел очень эффектно. Однако, гражданин Н. посмотрел наконец вниз, на ноги молодого человека, и увидел белые тапочки. Тогда взгляд Н. метнулся вверх и он увидел косу, перекинутую через плечо. Древко у косы было из светло-коричневого дерева и не очень бросалось в глаза, а лезвие было тонкое, средних размеров.
Н. просто опешил, настолько он этого не ожидал. Без разговоров он впустил молодого человека в квартиру и покорно прошел за ним в комнату. Оба сели в кресла друг напротив друга, между ними был лишь журнальный столик. Н. удивился своему спокойствию: он не испытывал страха, руки его не тряслись, сердце не колотилось. Трезвый ум не давал ему возможности поверить в такой абсурд. Он начал разговор первым:
- Я представлял смерть совсем по другому.
Молодой человек устало развел руками, положил ногу на ногу и уселся поудобнее. Н. оставался спокоен и не верил. Он еще раз внимательно оглядел молодого человека с ног до головы, дошел до его лица, заглянул пристально в глаза и заметил, что у глаз не было возраста. К тому же они не мигали. Потеряв сознание, Н. рухнул всем телом на журнальный стол.
Молодой человек достал из своих карманов несколько аптечных пузырьков, откинул тело гражданина на спинку кресла и сунул ему под нос нашатырь. Н. встрепенулся, открыл глаза и совсем маленькая слезинка блеснула у его носа и затерялась в бороде. Заметив это, молодой человек достал из кармана сигареты, закурил и отошел к окну, демонстративно повернувшись спиной к Н. Несколько минут длилось тягостное молчание. Наконец Н. встал и пошел к шкафу. Распахнул дверцы, отыскал чистую рубашку, кальсоны, носки и бросил все это на диван. Затем вытащил из шкафа парадный костюм на плечиках и тоже бросил на диван. В заключение он схватил охапку галстуков и, подойдя с ними к зеркалу, начал выбирать.
Молодой человек выбросил окурок в форточку, отвернулся от окна и, присев на подоконник, стал наблюдать. Н. выбрал галстук, подошел с ним к дивану и спросил:
- Я могу принять душ?
- Зачем торопиться, всему свое время, - был ему ответ.
Н. замер на секунду, но взяв себя в руки, начал энергично снимать рубашку.
- Вы не могли бы еще раз отвернуться к окну, - попросил он. - Я хочу переодеться.
Молодой человек вновь повернулся к нему спиной и уставился в окно. Затем, полез еще за одной сигаретой.
- Может вам пока дать что-нибудь почитать? - вежливо и тихо спросил Н., заметив его жест.
- Мне?!? - воскликнул молодой человек и его брови поползли вверх.
Их взгляды скрестились на мгновение, после чего Н. стал еще более энергично одеваться.
Молодой человек смотрел в окно. Вечерело, вспыхивали окна в домах. Люди внизу ходили туда-сюда, возвращаясь в свои квартиры. А над всем этим висело огромное небо.
Н. старательно завязал на ботинках шнурки, поправил галстук и сказал:
- Я готов.
В костюме, рубашке и при галстуке Н. выглядел умопомрачительно нелепо со своей торчащей во все стороны бородой и статной фигурой. Молодой человек оторвался от подоконника, закинул на плечо свою косу и посмотрел внимательно на Н. Тот обвел глазами комнату и вдруг воскликнул:
- А как же мой воробей?
В углу комнаты на тумбочке стояла небольшая клетка с птичкой. Воробей спал. Н. достал из тумбочки банку с кормом, насыпал доверху в кормушку и оставил открытой дверцу.
- Улетит, - сказал молодой человек.
- Пусть летит, - ответил Н., еще раз обвел глазами комнату, взял с книжной полки ключи и пошел к выходу.
В этот момент раздался звонок в дверь. Молодой человек замер в комнате, Н. замер в прихожей, воцарилась тишина. В дверь еще раз позвонили, но Н. стоял не шелохнувшись. Прошло не меньше минуты и только он хотел вздохнуть с облегчением, как раздалась целая серия отчаянных звонков. Н. помедлил еще секунду и пошел открывать дверь.
В прихожую стремительно вошла женщина лет тридцати пяти, с пакетами в руках, и с ходу запричитала:
- Господи, а я уж думаю, что такое случилось-то? Ведь должен быть дома! А потом догадалась: спит наверное, умаялся за день.
Молодой человек в комнате прижался ухом к двери, пытаясь понять смысл разговора. Тем временем, женщина перестала размещать свои пакеты на обувной полке и заметила, что Н. в костюме и при галстуке.
- Куда это ты собрался?
- Никуда...
- А что при таком параде? Мы же завтра идем в гости, а не сегодня, забыл?
Н. стоял, как пень и вид у него был растерянный и глупый.
- Что ты на меня так смотришь, - вдруг насторожилась женщина. - Ты пил?
- Что ты, Зина...
- И не пей, зачем это?
Женщина подошла поближе к Н. и ласково поправила ему узел галстука.
- Тебе так идет, когда ты такой вот, праздничный. И не смотри на меня так, а то останусь.
- Ну что ты, Зина, - еще раз пролепетал Н., не отрывая от нее глаз.
- Заладил, - улыбнулась женщина. - Ну, ладно, побегу я. Давай, до завтра? Заскочу после работы и поедем. Я разорилась вся - такой подарок выбрала!
Н. потянулся рукой к нагрудному карману пиджака, но женщина подхватила свои пакеты и поспешила на выход. На пороге она обернулась и и с материнской нежностью поцеловала Н. в лоб - единственное открытое место на его лице.
Дверь захлопнулась, Н. немного постоял и медленно побрел в комнату. На ходу он достал из нагрудного кармана пиджака коричневое портмоне и вытащил все деньги, какие там были. Молодой человек увидел, что Н. приближается к нему с пачкой денег, и лицо его приобрело тоскливое выражение. Но Н. прошел мимо, даже не обратив на него внимания, и сел за журнальный стол. Пересчитав деньги, он пошарил рукой в столе и вытащил оттуда конверт и ручку. Засунул деньги в конверт, что-то написал сверху и положил на середину стола. Молодой человек подошел, склонился и стал читать.
- Выпить бы грамм сто перед уходом, - вдруг сказал Н.
Молодой человек оторвал взгляд от конверта, посмотрел на Н., после чего произнес: "Легко!" - и сел в кресло.
Н. убежал на кухню и вернулся с открытой бутылкой водки и огурцами на тарелке. Затем, еще раз сбегал и поставил на стол тарелку с квашеной капустой, плетенку с нарезанным хлебом, вилку и рюмку. Он налил водку, залпом выпил, приложил к носу кусочек хлеба и закрыл глаза. Затем, откусил хлеб, захватил рукой горсть капусты, открыл рот и случайно встретился глазами с молодым человеком. Тот сидел напротив, подпирая руками подбородок, и в упор смотрел на гражданина Н. немигающими глазами. Рот гражданина закрылся, рука с капустой опустилась.
- А может и вам? - неуверенно спросил он.
- Легко, - коротко бросил молодой человек, не отрывая подбородка от скрещенных рук.
Н. вскочил, принес вилку, рюмку, салфеточки, налил в рюмки водку. Тем временем, молодой человек нарезал вдоль огурчики, приспособив под это дело свою косу. Они взялись за рюмки, посмотрели друг на друга, помолчали мгновенье и выпили. Молодой человек поморщился и потянулся за хлебом, но гражданин, сам жуя огурец, остановил его:
- Э, нет, после первой не закусывают.
Тот покорно сглотнул водку и шумно выдохнул. Гражданин налил ему вторую, себе третью, каждый отломил по кусочку хлеба, насадил на вилку ломтик огурца. Подняли рюмки, не чекаясь, молча выпили и вовсю захрустели капустой и огурцами. Н. вдруг перестал жевать, задумался, глаза его стали грустными и он признался:
- Мясного бы съесть. Я всю жизнь мясное любил.
Молодой человек кинул взгляд на воробья, на косу лежащую рядом, сказал "Легко!" и встал с кресла.
- Что ты! - вскочил Н. и схватил молодого человека за руку. Рука была совершенно ледяная и Н. отбросило обратно в кресло.
- Не надо, - попросил он. - Я обойдусь. Подумаешь, велика беда.
Молодой человек сел, положил косу на прежнее место и сказал:
- Хороший ты мужик. Настоящий мужик.
Гражданин Н. застыл, держа у открытого рта огурец. Они помолчали.
Молодой человек разлил в рюмки оставшуюся водку, поставил пустую бутылку на стол и грустно усмехнулся:
- Ты прости меня, Федор Иванович, но я же смерть, а не Господь Бог. Моя бы воля!
- Я понимаю, но я не Федор Иванович, - промолвил ошарашенный Н.
Молодой человек посмотрел на Н. в упор немигающими глазами, затем достал из кармана лист бумаги, сложенный вчетверо. Развернул его и Н. заметил, что это какой-то список. Молодой человек ткнул пальцем в бумагу:
- Вот, квартира двадцать шесть. Федор Иваныч и Коля.
- Верно, - тихо подтвердил Н. - Коля - это я. А Федор Иваныч - мой воробей.
Вновь за столом воцарилось молчание. Наконец, молодой человек сложил вчетверо свой список и убрал его в карман. Затем он повертел в руках пустую бутылку, поставил ее под стол и сказал:
- Тогда поздравляю, мне нужен ваш воробей.
И тут он вдруг захохотал:
- То-то я смотрю, меня к нему тянет!
Молодой человек встал, закинул на плечо свою косу и направился к воробью. У Н. была прострация, он сидел и тупо смотрел в рюмку.
- Значит, я еще поживу? - наконец спросил он.
- Легко! - молодой человек подошел к столу, взял рюмку, и чекнувшись с рюмкой Н. , выпил. Затем подхватил свои вещички и поспешил на выход.
В квартире стало тихо. Н. долго сидел, как истукан. Наконец, он решительно встал и начал бодро убирать со стола, гремя во всю тарелками. Совершенно случайно его взгляд наткнулся на пустую тумбочку со стоящей на ней одинокой банкой корма. Н. замер. После чего медленно поставил на стол тарелки, опустился в кресло и, обхватив руками голову, тихо завыл.
1995 год
Фото: www.rrrrrrr.ru (замечательный сайт о питомцах и их хозяевах)