Найти в Дзене
У нас в провинции

Знаете ли вы, что это такое, когда не у кого уж больше спросить?

«Знаете ли вы, что это такое, когда некуда уж больше идти?» - спрашивал герой Достоевского. А я с не меньшим трагизмом обращалась в пустоту с немым вопросом: «Знаете ли вы, что это такое, когда не у кого уж больше спросить?!» Передо мной валялись рассыпанные старые фотографии из альбомов, а я только и могла сказать о некоторых из них: это родня папы, а это – мамы…кажется, тетя Маруся.

Это было лет десять назад. Наших родителей к тому времени уже давно не было на свете, а самой младшей из нас, шестерых детей, исполнилось 45…. Мы решили написать семейную книгу воспоминаний, но не знали, как к этому подступиться. Родители не оставили никаких записей, только устные рассказы, которые перепутались в голове. В молодости казалось, что мать надоедала с воспоминаниями, повторяла по сто раз одно и то же. А теперь обнаружилось, что даже отчество ее отца не помним и год рождения тоже. Он всегда был просто дед Василий, который умер во время войны в эвакуации, за несколько лет до того, как наши родители поженились. И фотографий его не осталось. О родне по линии отца знали почему-то намного больше, и фотографии сохранились.

Сначала мы решили, что будем готовить материал для будущей книги коллективно, но быстро поняли, что ничего не выйдет. Мы не сможем договориться, потому что многие эпизоды помним по-разному и можем доказывать свою правоту с упрямством, достойным лучшего применения. И тогда я выдвинула спасительную идею: пусть каждый пишет сам, собственноручно и все что захочет. В книге будет шесть разделов, по числу авторов. Месяца два ушло на раздумья, а потом все согласились с моим предложением. Ответственным назначили старшего брата – он обещал сделать верстку книги, вставить фотографии, прозондировать вопрос, где и как ее можно напечатать. Я была на подхвате – набрала некоторые рукописи, исправила ошибки, но сознательно оставила авторский стиль каждого и не корректировала сведения, даже если придерживалась иной версии. Когда было все готово, прямым голосованием выбрали название книги, потому что опять не смогли договориться. Но зато заголовки текстов всех авторов я оставила без изменений.

Получилось даже лучше, чем мы ожидали, хотя местами и комично, поскольку отдельные эпизоды из биографии дедов были представлены в шести интерпретациях. Честно сказать, узнала что-то новое не только о нашем общем прошлом, но и о каждом из моих братьев и сестер, ведь все писали с подробностями и довольно откровенно.

Книгу потом переиздавали, потому что среди дальних родственников нашлись те, кто захотел ее приобрести. И процесс так увлек, что мы тут же приступили к написанию второй книги – захотелось исправить неточности в первой. И скажу я вам еще одну вещь – не только рукописи не горят, но и сведения о людях не исчезают без следа, надо только хорошенько поискать. Я обозначила все «белые пятна» в нашей родословной и стала целенаправленно работать над их ликвидацией. Это долгая история, местами просто мистическая, способная доставить радость первооткрывателя. Помог, конечно, интернет – мы нашли многих дальних родственников, которых не видели порой по 20 - 50 лет, и по крупицам собирали факты, даты, имена, фотографии. Были такие, кто не захотел с нами сотрудничать, но в основном помогали. Иногда нужную фамилию и адрес подсказывал старый конверт или блокнот, чудом затесавшийся среди документов или там, где его не могло быть. Нашлось и отчество деда Василия – Евдокимович, записанное со слов нашей тети, когда сестра делала первые наброски к родословной еще в годы своей молодости. Мы помнили имя-отчество прадеда по отцу, а одна пожилая дальняя родственница подсказала имя прабабушки и где она похоронена. Нашли на сайте «Подвиг народа» сведения о наградах наших фронтовиков. Отыскались родственники даже на Украине, которые помогли восстановить целую ветвь двоюродных и троюродных. В общем, вторая книга существенно дополнила первую, и еще в нее вошли новые авторы – представители младшего поколения и двоюродный брат. Вдобавок, зарывшись в свои архивы с головой, я составила полную, насколько это было возможно, родословную в виде традиционного древа из 183 человек и еще фото галерею с краткой биографией близких родственников.

Если в вас есть пожилые бабушки и дедушки, а может, прабабушки и прадедушки, - подарите им авторучку и большую тетрадь в линеечку, самую толстую, какую сможете найти. И попросите записывать в нее воспоминания - по страничке в день, для внуков-правнуков. Ценность такой рукописи со временем будет только возрастать, поверьте! И чем как не воспоминаниями заняться пожилому человеку на самоизоляции?!