Набокова часто упрекали в нерусскости. Он предавал наследие русской культуры, его многие критиковали. Он не интересовался:
- Общими идеями
- Социальные средой
- Моральными проблемами
- Отсутствие сочувствия к человеку (похож на Гоголя)
В культуре есть борьба между международной и национальной традицией.
У Набокова была связь с сологубом - стремление гармонических форм, а у Пушкина - сторона гармонии.
Набоков же поклонник Флобера. Писатель ценил Толстого, по его мнению Толстой достигал идеалов Флобера. Когда же Лев Николаевич стал моралистом, он умирает. Аналогично с Достоевским.
Набоков четко понимал грань добра и зла, считал себя моралистом. Он не показывал это напрямую, читатель должен был догадаться сам.
Ни у одного автора 20 века нет цитат из произведений русских писателей, кроме Набокова. Почти в каждом произведение у него присутствует русский автор:
Роман "машенька" - Подтягин
Роман "подвиг" - современный русский писатель-эмигрант.
Разберем пример. Роман "Отчаяние" главный герой - безумно, который убивает своего двойника. Его имя - Герман. У Пушкина также персонаж по имени Герман. Герман утверждает, что сходство важнее, он считает себя творцом и отождествляет себя вместе с Пушкиным.
Так же есть отсылка к "медному всаднику". Зачем? Герой - человек, который плохо воспринимает реальность => ошибка сознания.
Вернемся к Герману. Герой не понимает различия сходств памятников и ситуаций. Он вступает в спор с автором.
Ошибка Германа. В эпитет. По Герману - бог серьёзный, по Набокову - веселый.
Такой пример показал стратегию Набокова. Здесь 3 уровня:
- классическая и неоклассическая поэзия (проза Пушкина)
- Достоевский. Сюжет, характеры, последовательный прием.
- Чем ближе к литературной сцене, тем более он пристрастен.
Это продолжение и развитие поэтического языка