Найти тему
Шакко: об искусстве

Французы показали, как на самом деле выглядели подвески королевы

Продолжаю рассказывать про подвески Анны Австрийской, воспетые (а на самом деле, придуманные) Александром Дюма. Тут было о том пост, как подвески изображали советские и американские реквизиторы.

А во французском кино была своя концепция подвесок королевы... И это были отнюдь не бриллиантовые "пуговицы".

Кадр из французской экранизации 1961 года
Кадр из французской экранизации 1961 года

Им проще, они книгу не в переводе читали и видели авторский термин. А в оригинале у Дюма стоит «ferrets de diamants» — бриллиантовые наконечники шнурков. Есть даже русский специальный термин для таких наконечников, обычно металлических – «эглет».

И посмотрите, что мы видим во французской экранизации 1961 года? Их!

А давайте еще глубже забуримся в первоисточники. Кто пустил сплетни? Дюма ведь брал сюжеты из мемуаров. Франсуа де Ларошфуко пишет так:

«...Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее неизвестные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом ...».

В оригинальном французском тексте то же выражение: ferrets de diamants, наконечники для шнуров. Действительно, французы, значит, в своей экранизации не ошиблись.

Эглеты делали из драгметаллов и украшали камнями. Вот (на черных лентах), к примеру, экспонат из парижского Музея Армии: они показывают его в разделе мушкетеров, и считают, что было нечто подобное. Украшение «в стиле ренессанс» было сделано на самом деле Рене Лаликом в 1895-7 гг. для маркизы Арконати-Висконти.

А на белой подушечке – реконструкция подвесок из музея Александра Дюма в Порт-Марли.

-5

Но есть проблема. Вспомним описание Дюма: «на левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка». Так вот, я перелопатила множество портретов не просто 1620-х годов (время действия романа), но и вообще 17 века. И оказывается, что подобным ассиметричным способом украшения тогда не носили!

А вот в 19 веке такая асимметрия, украшения на одном плече, встречаются постоянно (после введения орденских знаков на лентах). В первую очередь, нам, конечно, вспоминаются русские портреты фрейлин с бриллиантовыми вензелями императриц.

Дюма наших фрейлин, кажется, не видел (разве что Юсупова какая-нибудь ему попалась в Париже). Но голубые ленты используются в бантах и у многих европейских орденов, в т.ч. женских.

Подозреваю, что цвет банта голубой у королевы Анны – это подсознательное воспоминание Дюма именно об орденских муаровых лентах, которые в его время прикалывали в районе груди-плеча.

А вот не голубые банты, а именно наконечники шнурков он скорей всего видал у современников – но на мужских аксельбантах. Но они не такие драгоценные, их делали из материалов попроще. Ну, чай не королеве.

И, чтобы найти взглядом на портретах эти эглеты, наконечники аксельбантов, надо очень внимательно знать, что искать. Потренируйтесь сначала на этой фотографии.

UNIFORME DE GRANDE TENUE DE JEAN JOSEPH AUGUSTIN SORBIER, GÉNÉRAL DE BRIGADE, AIDE DE CAMP DU PRINCE EUGÈNE DE BEAUHARNAIS, ROYAUME D'ITALIE (17 AOÛT 1808 - 30 AVRIL 1809), PREMIER EMPIRE
UNIFORME DE GRANDE TENUE DE JEAN JOSEPH AUGUSTIN SORBIER, GÉNÉRAL DE BRIGADE, AIDE DE CAMP DU PRINCE EUGÈNE DE BEAUHARNAIS, ROYAUME D'ITALIE (17 AOÛT 1808 - 30 AVRIL 1809), PREMIER EMPIRE

А потом попробуйте их найти взглядом, опознать, на этих двух портретах наполеоновских офицеров.

А завтра я расскажу, можно ли все-таки отыскать подвески хотя бы на одном подлинном портрете именно Анны Австрийской, и как их вообще носили в 17 веке на самом деле, если не на голубых бантах на плече.

***

Первый пост цикла про подвески посвящен герцогу Бэкингему его украшениям. Второй пост рассказывает о том, как подвески изображали советские и американские реквизиторы. Третий о том, чем, быть может, они вдохновлялись -- роскошными бриллиантовыми бантами.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.