Найти в Дзене
ЛовиМомент

Зулейха открывает глаза не просто так

Зачем я пишу об этом? Со мной случился казус, который можно обозначить фразой «не смотрел, но осуждаю». Решил прочитать и посмотреть. Не могу сказать, что мгновенно наступило прозрение и восторженное принятие. Нет. Но всё оказалось сложнее. Теперь обо всём по порядку. Роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году. Книга была отмечена премиями «Большая книга», «Ясная Поляна» и даже «Премией Читателя». Отзывы критиков при этом оказались полярными. Роман либо хвалили и пригревали как литературное открытие, либо напрочь отвергали, обвиняя автора в искажении исторических реалий, отсутствии литературного мастерства и проч. Между тем детище Яхиной было переведено на 18 языков и канал «Россия 1» взялся за постановку одноимённого сериала – «Зулейха открывает глаза». В чём же дело? Неужели предложенный писательницей продукт оказался так нужен медийному мейнстриму, что ему пришлось закрыть глаза на явные огрехи? Может ли вообще гениальное быть недоделанным или прекрасное ур
Оглавление

Зачем я пишу об этом?

Со мной случился казус, который можно обозначить фразой «не смотрел, но осуждаю». Решил прочитать и посмотреть. Не могу сказать, что мгновенно наступило прозрение и восторженное принятие. Нет.

Но всё оказалось сложнее. Теперь обо всём по порядку.

Роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году. Книга была отмечена премиями «Большая книга», «Ясная Поляна» и даже «Премией Читателя». Отзывы критиков при этом оказались полярными. Роман либо хвалили и пригревали как литературное открытие, либо напрочь отвергали, обвиняя автора в искажении исторических реалий, отсутствии литературного мастерства и проч. Между тем детище Яхиной было переведено на 18 языков и канал «Россия 1» взялся за постановку одноимённого сериала – «Зулейха открывает глаза».

-2

В чём же дело?

Неужели предложенный писательницей продукт оказался так нужен медийному мейнстриму, что ему пришлось закрыть глаза на явные огрехи? Может ли вообще гениальное быть недоделанным или прекрасное уродливо-однобоким?

Ещё как может!!

Примеров тому в истории искусства полно. Не будем называть имён, уходя в сторону, но читатель наверняка вспомнит, в чём «однобок» даже его любимый писатель, художник, композитор.

Где он недоделал, сфальшивил.

Так вот роман Гузели Яхиной случился в подобном ключе. Идея была хорошей, в ней была заключена и дань уважения собственной малой Родине, семье. В довольно напряжённый сюжет вплетена и хорошая мораль, но реализация оказалась не на высоте. Разберёмся, что и как.

-3

«Зулейха открывает глаза», - так начинается несколько главок книги. Что же происходит дальше? Быт крестьян, конечно, строг и прост, но в тексте Яхиной он искусственно примитивен. Текст часто превращается в лубок псевдонародного мышления. С довольно странными выводами:

– Зулейха Валиева!
– Я.
За всю жизнь она не произнесла столько раз «я», как за месяц в тюрьме. Скромность украшает – не пристало порядочной женщине якать без повода. Даже язык татарский устроен так, что можно всю жизнь прожить – и ни разу не сказать «я»: в каком бы времени ты ни говорил о себе, глагол встанет в нужную форму, изменит окончание, сделав излишним использование этого маленького тщеславного слова. В русском – не так, здесь каждый только и норовит вставить: «я» да «мне», да снова «я»…
-4

Согласитесь, странный пассаж в сторону русского языка, где само наличие глагола «якать» означает неприятие подобного речевого поведения.

- Это мысли забитой мужем и свекровью Зулейхи? - Вряд ли.

- Это мысли довольно неплохо пишущего по-русски автора? - Тем более странно.

Образ Зулейхи вообще рассыпается. Она слишком марионеточна – автор «набрасывает» на неё то, что надо продемонстрировать ему самому, не считаясь с внутренней логикой образа. Только игра прекрасной Чулпан Хаматовой в сериале вдыхает жизнь в эту героиню.

Похожее впечатление оставляют и «интеллигентные» персонажи романа.

-5

Вообще Зулейха напоминает супергероиню, которая маскируется под молоденькую пугливую глупышку. Отметим её суперспособности:

– Добро пожаловать в гранд-отель! – усмехается конвойный.
– С превеликим удовольствием, гражданин начальник! – Юркий человечек с собачьими повадками и цепким взглядом первым подскакивает к вагону ...
Опасный человек, тюремный, догадывается Зулейха. От такого нужно – подальше.
Мать успевает только беззвучно открыть рот – и руки ее виснут веревками. Кульки-младенцы чуть не падают на землю. Зулейха подхватывает одного, крестьянин – второго. Старшие дети испуганно жмутся к ногам отца.
Своего первого медведя, убитого тогда, в тридцать первом, на Круглой поляне, вспоминала с теплотой: если б не он, до сих пор не знала бы, что глаз ее меток, а рука тверда. От медведя того всего-то и остался – изжелта-серый череп на колу. Навещала его иногда, гладила – благодарила.
-6

Наконец, самым несовместимым с образом Зулейхи оказывается её вдумчивое владение мифом о птице Семург.

Мудрость этой легенды, известной в нескольких культурах, струится сквозь Зулейху, как сквозь медиума, который не слишком отдаёт себе отчёт в том, какая сила его наполняет.

К легенде мы ещё вернёмся, а теперь давайте поговорим о другом протагонисте романа – Иване Игнатове, красном командире, коменданте спецпоселения.

Не теряйте мысль! Продолжение тут ...