О секретном протоколе по разделу Польши в частности и Европы в целом говорят и пишут не один десяток лет. Столько же времени никто не может предъявить хоть более менее убедительных доказательств существования сего уникального документа. Впрочем вера в чудовищные преступления советского режима и Иосифа Виссарионовича лично для является для обвинителей чем то вроде религиозной догмы. Им не нужны доказательства и объяснения, плевать на нестыковки фактов и абсурдность выводов, чужды логика и здравый смысл. Собственно, что удивляться если официальная позиция нашего государства осталась неизменной по этому вопросу с 90-х годов. Тогда горбачевское правительство признало и сговор с Гитлером и Катынский расстрел, они бы и атомную бомбардировку Японии признали, да никто не догадался нас в этом обвинить. Несмотря на это многие из тех, кто хоть немного учил историю, привык во всем разбираться и мыслить логически продолжают утверждать, что никаких договоренностей такого рода не могло быть в принципе и приводить тому немало доказательств и обоснований. Поскольку я принадлежу к числу подобных людей, то позволю высказать некоторые соображения по этому вопросу.
Почему про пресловутый «секретный протокол» ничего не говорила Советская сторона совершенно понятно. Дело не только в том что если бы подобное подписание имело место, то оно компрометировала СССР перед союзниками и всем миром. Просто в этом случае Молотов и Сталин предстали бы недалекими дебилами, поскольку подобное соглашение в письменной форме не мог подписать не только политик и дипломат, но и просто здравомыслящий человек имеющий хоть какое то образование. Но если без шуток то ясно почему в Советском Союзе отрицали факт подписания этого протокола. Тогда не вспоминали особо даже Пакт Молотова-Риббентропа, что тоже объяснимо. Ведь и Мюнхенский сговор на Западе стараются затолкать в глубины памяти. Или например пакт Ариты-Крейги, это договор заключенный 15 июля 1939 года между Великобританией и Японией. Согласно ему японцы не затрагивают британские интересы в Китае а взамен англичане не обращают внимание на то что творят там японцы. Сегодня этот документ не то что бы отрицается, просто про него не особо вспоминают. В общем чтобы не происходило на переговорах 23 августа 1939 в Москве, позиция Советского Союза вполне объяснима и логична.
Что весьма странно так это поведение германской стороны. Ведь третий Рейх вел войну не только с помощью армий, но и пропаганды. Особенно когда провалился блицкриг против Советского Союза и Геббельс изворачивался как мог. Тогда родилась идея что война ведется с целью освобождения русского и других народов от большевиков (и жидов), тогда вместе с азиатскими, прибалтийскими, украинскими и другими националистическими подразделениями немцы стали использовать русских коллаборантов и военнопленных. Однако речь о секретных протоколах и договорённостях с советским правительством впервые прозвучала на Нюрнбергском трибунале, причем как то невнятно. Риббентроп подпись которого вроде как стояла на секретном протоколе вместо того чтобы сказать что 23.08.1939 в Москве им было подписано соглашение о разделе территории Восточной Европы между Германией и Советским Союзом, говорил размыто, в показаниях путался. Его статс-секретарь, второе лицо в германском МИДе Эрнст фон Вайцзекер заявил, что о протоколе он знал и даже его фотокопию держал в сейфе, но вот видел или нет оригинал не помнит. Кстати секретные документы, что тогда что сейчас во всех странах фотографируют только для двух целей: либо для передачи спецслужбам других стран, либо для личных целей. Что характерно и тот и другой случай во все времена квалифицируется как госизмена.
В течении всего своего существования Третий Рейх как мог старался разобщить врагов, сыграть на противоречиях. Заключение договора о ненападении с Советским Союзом имело в том числе целью не допустить соглашений СССР с Францией и Великобританией. В 1943 году немцы «открыли» место захоронения расстрелянных польских военнопленных в Катынском лесу и тут же пригласили международную комиссию, включая поляков с которыми были в состоянии войны. Тогда это дало повод польскому правительству в изгнании разорвать дипломатические отношения с СССР. Никому не кажется странным что имея на руках доказательства сговора со Сталиным в 1939, немецкая сторона даже не попыталась вбить клин в антигитлеровскую коалицию? Почему? Ведь Германии это уже не могло принести никакого вреда. Но циничный и расчетливый Геббельс в этом моменте проявил странное благородство, до последнего покрывая бывшего то ли союзника то ли подельника.
Думается мне дело тут ни в каком не благородстве. Политика, особенно европейская, такого понятия не знает. Только собственные интересы. Просто нельзя объять необъятное, Геббельсу видимо не пришла тогда на ум подобная идея. Или он считал что овчинка выделки не стоит, что имеет резон, поскольку ради победы над Гитлером и Черчилль и Рузвельт закрыли бы глаза на любые соглашения прошлого. Хотя кто знает. Версия же о секретных протоколах возникла у подсудимых на Нюрнбергском трибунале и была продолжена в виде грубо сляпанной фальшивки. К счастью Геббельс был уже мёртв, а то он бы мог придумать, что то по правдоподобней. Хотя исходя из ситуации в этом вопросе, можно сказать что и так все получилось. Рейхсминистр пропаганды Германии был бы доволен.
Фото в статье из открытых источников.