Дорогие читатели, благодарю всех, кто заинтересовался моим каналом. Я пишу с большим удовольствием и любовью о своей малой родине, своих земляках и о сегодняшнем дне.
В самом названии нашего села отразилась, прежде всего, высокая морально - нравственная духовная культура наших предков. Знаменательно, что храм апостолов Петра и Павла был построен по чертежам знаменитого архитектора К.А. Тона, а расписывали его ученики известного во всём мире русского художника В.М. Васнецова. Село имело свою гимназию, возглавлял её историк, магистр богословия Н.М. Чернавский.
Наследие Петра Великого на Южном Урале
Въезжая в село Великопетровка, видим, как оно раскинулось на несколько километров. В центре села возвышается храм с нежно - розовыми стенами и куполами. Несмотря на свой почтенный возраст и обветшалое состояние, выглядит храм по-прежнему величественно и гордо.
Создания постройки каменного храма – это долгая во времени история. Советую прочитать книги: Летопись Великопетровского прихода (1843-19520) и Наследие Петра Великого на Южном Урале.
Как показывает история, в каждом укреплении существовали молельные комнаты. Позже в одной из станиц Новолинейного района, к которому и относилось наше село, планировалось поселить калмыков и построить каменный храм, поместив в нём походную церковь Воскресения Христова, дарованную императором Петром Великим крестнику Петру Тайше. Так, при купели был назван внук калмыцкого хана Аюки, царевич Чакдор - Джаба, в честь принятия им православного крещения в 1723г. Храм строился по типовому проекту Тона Константина Андреевича (1794 г. - 1881 г.), прожившего 87 лет. В биографии архитектора зафиксирован факт о том, что Святейшим синодом ему были заказаны проекты для церквей епархии на 1 000, 500, 200 человек.
Материал для строительства храма доставляли из города Троицка. Раствор для кирпича, по преданию, состоял из желтка куриного яйца и кобыльего молока. Скорее всего, так и есть. При советской власти, храм использовали не по назначению: долгое время в нём хранилось зерно, цемент, ядохимикаты. Прошло много времени, но до сих пор запах ядохимикатов остался. Несмотря ни на что, храм выстоял, не потеряв своей красоты и прочности.
В 1858 году постройку иконостаса заказали казанскому мещанину Якову Семеновичу Ефремову, оплатив 2150 рублей серебром. Иконостас состоял из 27 икон. Долгожданное событие свершилось, как сообщает Н.М. Чернавский: «предложенная раньше каменная церковь в станице Великопетровской, заложенная 7 июля 1857 года и 3 декабря 1861 года освящена». До настоящего времени сохранился стиль росписи стен храма, предположительно выполненный в период с 1881 по 1890 годы неизвестными мастерами, под сильным влиянием В.М. Васнецова. В 2001 году экспедицией фольклорной практики Магнитогорского государственного института было установлено, что роспись стен храма Петра и Павла, идентична В.М. Васнецова в соборе Святого Владимира в Киеве. Лишь в подтверждение могу сказать, что существуют документы, которые свидетельствуют о пребывании В.М. Васнецова в Оренбургском крае.
Бабушка хорошо помнила роспись храма, хотя была в нём последний раз в 1916 году, будучи 6-летним ребенком: «Все стены красиво разрисованы – со всех сторон глядят крылатые ангелы, святые старцы, пророки. А самая красивая картина находится при выходе из церкви, через центральные ворота. Там нарисован Христос, лев, птица диковинная, огромная и архангел Гавриил, который держит весы. Ангелы и черти складывают добрые дела и плохие дела – грехи человеческие на чашки весов. И ждут, что перевесит…Надо всегда молиться Николаю Чудотворцу, он всегда поможет… ».
Разговаривая со старожилами, удалось выяснить, что на стене в алтаре храма было написано: кто из станичников, сколько внес серебра для отлива колокола. А, также они утверждали, что больше всех серебра внес урядник Филатов Андрей Лаврентьевич (1839г. – 1919г.). Из исторических источников читаем: «от жены урядника Великопетровской станицы Евдокии Михайловны Филатовой получено пожертвование 100 рублей на приобретение колоколов в приходскую церковь». Отмечу, что в церкви было установлено 5 колоколов, общим весом – 125 пудов и 35 фунтов.
1 декабря 1892 года открывается в приходе церковно-приходская школа грамотности. К этому же году станица Великопетровская имела: «230 дворов, 662 – душ мужского пола,691 – душ женского пола, церковь каменная – 1, школа деревянная – 2, водяная мельница – 3, ветряная мельница – 5».
Необжитое в культурном отношении пространство Новолинейного района нуждалось и в собственных святынях. Объектом почитания стала Табынская икона Божьей Матери. Икона способствовала консолидации народов, проживающих на территории Южного Урала.
В 1910 году, в год рождения бабушки Чучиной Татьяны Алексеевны (1910г.-1999г.), прошёл Крестный ход с Табынской чудотворной иконой Богоматери (внос иконы состоялся 4 августа, вынос – 6 августа). Бабушка называла Табынскую икону Казанской, наверное, потому, что икону носили в Казань. А ещё она почитала её за то, что именно Табынская чудотворная икона имела особую «благодать помощи в болезни глаз и слепоты».
В 1929 году в стране начались репрессии духовенства и массовое закрытие церквей, но в Великопетровке продолжалась служба. Лишь с 1934 г. по 1943 г. храм стала недействующим. В Постановлении № 42 Президиума Полтавского районного исполнительного комитета от 28.06.1934 года читаем: «Запретить колокольный звон сельским советом В - Петровский…». Запретить колокольный звон, но не закрывать…
Бабушка вспоминала: «В год, когда началась война, спрятанные в погребах у сельчан иконы просветлели, озарились ярким светом и «заплакали». Из рассказа Т.Д. Сибирчиковой (Новиковой) (1936г.р.): «В годы Великой Отечественной войны пришло распоряжение из района – снять колокола на переплавку для изготовления оружия. Желающих снять колокола не было, селяне боялись брать грех на душу. Вызвался, некий, коммунист В. Колокола были сняты и отправлены на переплавку. Через несколько дней после снятия колоколов он погиб. Ехал в кузове машины – «полуторки», на повороте вылетел из кузова и на месте скончался».
В 1945 году группа верующих направили уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Челябинской области, письмо, в котором просили разобраться, почему «у нас отобрали не по закону церковь. Церковных долгов у нас нет, за все года оплачено, а церковь, нам, верующим, нужна. Увезены были церковные ковры и стеновые ковры, в подвал сельского совета успели унести некоторое имущество, по кирпичам стали разносить храм, но кирпичи неподдавались слому » . Всего 80 подписей, в том числе под «№ 37 Сибирчикова». Церковь решили открыть, но она не работала, потому что не было священника. В этом же году 28 мая находим историческую запись – ответ на запрос о состоянии церкви: «церковь используется под складское помещение, в данный момент хранится зерно. Состояние церкви находится в разрушенном виде, ценности, принадлежащие ранее церкви вывезены в район бывшим заведующим РАЙФО (районного финансового отдела) О. Кем была закрыта церковь сельскому совету неизвестно». И вот свершилось – «6 августа 1946 года зарегистрирована религиозная община села Велико-Петровского» и был подписан договор настоятелем храма Магницким Иваном Ивановичем (1887г.р.) и 29 верующими. Возможно, данная фотография подтверждает этот исторический факт.
Фото из семейного архива Р.И. Петровой
Первый ряд слева направо: второй Фирсов Николай Васильевич
Магницкий И.И. приехал из Челябинска, но долго не прослужил, с прихода большие налоги нужно было платить. После него много ещё было священников, но дольше полугода никто «не держался»…
По праву сельчане гордятся достопримечательностью – храмом Святых Апостолов Петра и Павла. Купола, как издавна ведется на Руси, видны из любой точки села. А их звон, в безветренную погоду, слышен по всей округе, в пределах 30 вёрст.
Из поколения в поколения передаётся легенда о том, что возле храма находится клад монет весом около трех пудов и подземный ход, ведущий в сторону кладбища. Но до сих пор ни того, ни другого никто не нашел.
Спасибо, что дочитали до конца. Следите за дальнейшими моими статьями. В следующих статьях расскажу о сельских "диковинках", совершая экскурсию по селу. До встречи.