Вот и началось мое одиночное путешествие. Из Бангкока Юля улетела в Россию, а я направилась прямиком в Сиемреап – небольшой городок в Камбодже, расположившийся прямо возле стен великого Ангкор-Вата.
Я пересекала границу с тремя долларами в кармане и немного нервничала по этому поводу. Так получилось потому, что наличные почти закончились, а в Таиланде снять в банкомате можно было только, соответственно, баты – местную валюту. Снимать с комиссией деньги страны, из которой уедешь через час, было как минимум глупо, учитывая, что в Камбодже все пользуются долларами (у них вообще сложилась довольно забавная система – рассчитываются все долларами, а если появляются суммы меньше доллара, это чаще всего сдача, ее отдают в местных риелях).
С пересечением границы все обошлось. Я только удивилась, что на въезде в такую, казалось бы, бедную страну тоже берут отпечатки пальцев. «Забавно, - подумала я тогда, - теперь мне точно некуда прятаться после ограбления банке. И у всего Евросоюза есть мои отпечатки, и Китай аж три раза снял, теперь еще и эти». Чуть позже к списку стран, в которых я не смогу скрыться, добавилась Индия.
Однако безболезненное пересечение границы меня не успокоило. По плану приехать в Сиемреап мы должны были уже поздно вечером, страна новая и найду ли я банкомат, чтобы оплатить хостел – непонятно. И вообще пока ничего непонятно. Интернета и связи у меня не было.
Но все обошлось. Выйдя из автобуса, я быстро накинула туристический рюкзак и, нагло игнорируя всех прицепившихся тук-тукеров, сразу заскочила в будку с банкоматом. Он покладисто согласился выдать валюту с первого раза (учитывая наш китайский опыт, это можно считать необычайным везением).
До хостела от станции около четырех километров, которые я решила пройти пешком. Погода была терпимая, так как солнце давно зашло за горизонт, а посмотреть новую страну хотелось сразу огромной порцией – как кусок очень вкусного пирога. Я тогда так устала, что забыла обо всем на свете. Довольно быстро нашла хостел, поздоровалась с парнем на ресепшене – как я потом выяснила, он родился в ЮАР и остановился поработать в путешествии. Сразу поняла, что попала в круглосуточную тусовку: на территории хостела находился бассейн, бар, а кровати в комнатах почти не были отделены друг от друга. С этим местом потом будет связано еще немало историй, самая интересная из которых – совместный интернациональный просмотр матча Россия – Испания на Чемпионате Мира.
Но сейчас было важно лишь одно – лечь и заснуть.
Открыв глаза, я вдруг подумала:
- О господи!
Я ведь нахожусь совсем рядом с самим Ангкор-Ватом. Пожалуй, посетить это место – мечта любого человека, увлекающегося азиатской культурой. Сложно представить себе что-то масштабнее и величественнее этих древних построек среди джунглей, недалеко от великой реки Меконг.
Медлить было некогда, в голове бушевало осознание, что я уже совсем близко и вот-вот увижу Его. Сделаю то, о чем мечтала уже лет десять.
Посещение Ангкор-Вата – недешевое удовольствие, во всяком случае, еще при планировании поездки этот пункт уже занимал особо место в бюджете. Некоторые соотечественники умудряются проникать туда без билета, ведь территория огромная, но я совсем не фанат такого рода авантюр. Приобрести право на проход можно либо на один день, либо на три, либо на неделю. Я сразу подумала, что дня мне вряд ли хватит, а неделя это все-таки как-то перебор. Остановилась на трех днях.
До входа в Ангкор я пошла пешком, заглянув по дороге в местный супермаркет – сразу стало понятно, что иностранцы не обходят Сиемреап стороной, выбора было, кажется, даже больше, чем в нашей столичной «Ленте».
Но все пошло не по плану. Город закончился, и началась лесная дорога без пешеходной части. От возниц я отказывалась принципиально – решила твердо, что первый день буду ходить пешком и только пешком. Вход на территорию храмового комплекса – это не вход в храм, а небольшая будка посреди дороги. Меня ждало второе разочарование – билеты тут приобрести нельзя, их можно купить только в центре городка, в специальных кассах. Идти пешком до кассы и возвращаться было бы совсем глупо, и я уговорила полицейского отвести меня туда на мотоцикле , сунув ему какую-то сумму (не особо большую, я просто уже не помню, сколько точно). Настоящий подкуп.
Путешествие Дианы туда и обратно наконец подошло к концу, на моем билетике продырявили первое отверстие из трёх, и я наконец с трепетом шагнула на территорию.
Надо сказать, на меня с самого начала смотрели очень косо из-за того, что я шла пешком. И только позже стало понятно почему.
Сразу после входа я повернула вместе с дорогой и обомлела от красоты. Передо мной стоял храм Ангкор-Ват – центральное сооружение всего комплекса. Напротив, на траве валялись водители тук-туков, которые ожидали своих клиентов, мимо прошла компания молодых монахов, облаченных в оранжевые одежды.
На осмотр основного храма понадобилось около двух часов. Приставать с предложениями услуг гида перестали уже на входе, и я осталась предоставленной самой себе. Завороженно гладила каменные стены, вырезанные фигуры, полуразрушенные алтари, забиралась на камни и радовалась как маленький ребенок, мечта которого сбывается в эту конкретную секунду.
Не хотелось плакать, наверное, только из-за того, что это было похоже на медитацию – в голове совсем не было мыслей впервые с момента нашего отъезда из буддийского монастыря. Я понимала, что приеду домой, подключу интернет и захочу кричать о том, что видела, всему миру, но сейчас не хотелось думать о формулировках этого крика – только чувствовать прикосновения к раскаленному камню и атмосферу древней цивилизации.
Выйдя из основного храма, я отправилась дальше пешком. Тук-тукеры, предлагающие свои услуги, совершенно искренне смотрели на меня как на идиотку.
- Посмотри! – говорили они. – Никто же пешком не идет, на улице +40°!
Я только улыбалась и отмахивалась. Говорила что, я strong russian – хочу пешком и все тут.
Теперь, вспоминая эту историю, я действительно не понимаю, как выжила и не свихнулась тогда. Неудобная обувь не помогала, но мои намерения были неумолимы. Что-то подсказывало, что, ну и пусть крутят пальцем у виска, зато мне откроется то, что не увидят другие.
Уже на следующий день я пойму, что была совершенно права.
Я педантично, медитативно гуляла по окружной территории, натыкаясь на храмы и постройки. Несколько раз останавливалась у пирамид, возле которых для своих клиентов не тормозят возницы, внутрь одной из них даже залезла, без преувеличения рискуя жизнью – старые ступени обсыпались прямо под ногами.
Несколько раз я оставалась с Ним один на один. С великолепием древней цивилизации, с дорогами, хранящими в себе тайны тысячелетней давности. То ли от жары, то ли от переполняющих эмоций, я видела пробегающих мимо кхмерских детишек, то, как мимо меня рабы проносят носилки с вельможами, девушки стирают одежду в реке.
Такой честью туристов на мотоциклах и тук-туках Ангкор точно не одарил.
Осознание исторической значимости земли, которую я топчу ногами, кружило голову. Я уже не особо понимала, что прошла около двадцати пяти километров (25км – диаметр круга территории Ангкора, я прошла его еще не до конца, но 7км – добиралась сюда от дома).
Один возница особенно мною заинтересовался. Это был молодой приятный камбоджиец. Находя клиентов, он возил их по кругу, то и дело встречая меня.
- You are crazy! – Постоянно повторял он, не понимая, что со мной не так. В итоге предложил довезти просто так – бесплатно. Я засмеялась. Объяснила ему, что дело совсем не в деньгах, просто принцип у меня такой. Хочу и всё тут, чувствую, что так надо. Мы разговорились, и он мне понравился, потому что не пытался как остальные до потери пульса навязать свои услуги, а испытывал чисто исследовательский интерес – позже он признался, что таких поехавших еще не видел.
Я предложила ему встретиться завтра и объехать самый большой круг. Его, даже если бы захотела, я не смогла бы пройти пешком. Мы расстались на договоренности встретиться завтра в 11 у моего хостела.
Настроение поднялось еще больше, я натыкалась на странные религиозные празднества, знаки «осторожно, дикие слоны», вросшие в здания столетние деревья, разрушенные руины жилых домов обычных кхмеров и святыни божеств. История кружила меня в своих объятиях, пазл мира собирался, с каждым шагом добавляя по фрагменту.
Я вышла с территории в совсем другом месте – надеялась на дорогу, а получила вообще открытую пустыню под палящим солнцем, даже без деревьев. До хостела отсюда было 12км. Я купила у тетушки баночку ледяной фанты, включила мантры в наушниках и двинулась в путь.
Раз пятьдесят возле меня останавливались возницы и просто машины. Другие иностранцы, восседающие на тук-туках любезно предлагали бесплатно доехать с ними до города. Я улыбалась, хоть и ужасно устала объяснять, что нет никакой причины моему великому походу, кроме как непреодолимое желание.
Уже в самом конце ко мне подъехал парень на мотоцикле. Он сразу предупредил, что не водитель тук-тука и просто хочет меня подвезти. В голове что-то щелкнуло. Я согласилась с одним условием – если он не просто довезет меня до дома, но и покажет свой город. Забралась на байк позади него, и мы помчались вперед.
В тот день я многое узнала о жизни Камбоджи и увидела изнутри, новый знакомый представил меня своим друзьям, показал мне местный рынок, о котором не знают иностранцы, повозил по городу и окрестностям. Вернулась домой я уже затемно, сил каким-то магическим образом хватило на то, чтобы добраться до забегаловки и поужинать традиционным камбоджийским блюдом – говядиной Лок-Лак, запивая его ледяным пивом за 1$.
Только на следующий день я поняла, какое испытание это было для моих ног, благо, уже натренированных. В течение всего путешествия нам с Юлей преодолевать такие расстояния приходилось не раз и не два.
В 11 молодой возница ждал меня у хостела. Разъезжая по территории Ангкора на большом тук-туке я чувствовала себя одновременно и царицей после вчерашнего, но и такой же как все. Теперь никто не обращал на меня особого внимания, и не восхищался strong russian.
К слову, мне ужасно не понравилось отношение иностранцев к местным именно в Камбодже. Когда я купила своему водителю колы, как и себе, он удивленно вытаращил на меня глаза. Но я была рада, что и тут мне удалось осуществить одну из целей всего нашего путешествия – хоть немного сломать стереотипы об отдыхающих за границей русских.
Я решила, что в последний, третий день, возьму напрокат велосипед.
Уже видя почти все постройки, я под музыку и небольшой дождь колесила на велосипеде по территории, выбирая максимально нелюдимые места, чтобы снова оказаться в полном уединении с природой, жадно вдыхать воздух, пропахший величественной древностью.
Как и положено, под конец разодрала коленку, словно маленький ребенок. В хостел вернулась с разорванной штаниной, ногой в крови и с совершенно довольной улыбкой. Вряд ли когда-то я была такой же счастливой и наполненной, как во времена одиночного скитания по Ангкору.
Кстати, за все три дня я так и не встретила больше ни одного человека, идущего между храмами пешком.