В книге"Катастрофист" Ронан Беннетт опирается на события в Ирландии, чтобы обрисовать политическую ситуацию в Конго, и показывает политические параллели между двумя странами.
Одновременно он использует освещение этих событий для атаки на "культуру отчуждения, основанную на самоуспокоенности среднего класса", так как он критикует ревизионистский стиль исторического письма, в котором был принят обособленный, необязательный подход к "Смуте" в Северной Ирландии (Bennett 1994: 55).
Более того, Беннетт также ссылается на ситуацию в Ирландии, чтобы подчеркнуть в романе общую тему разделения общества.
Ирландия и Конго
В романе множество ссылок на события в Ирландии, поскольку автор обращает внимание читателей на параллели между двумя странами. В начале романа Стип рассказывает Гиллеспи, что "чем больше демонстрантов вы сбиваете...тем больше людей стекается к делу".
Беннетт делает ссылку на Ирландию, так как сравнивает увеличение поддержки в Конго с увеличением поддержки республиканцев "после пасхального восстания".
Можно также проводить параллели с гражданской войной, так как после интернирования все больше людей в Ирландии радикализировались и вступили в военизированные организации.
Стрельба в начале романа "предлагает несколько параллелей Кровавому воскресенью, так как жестокость полиции увеличила число приверженцев дела... несколько марширующих были убиты и камни были удобно найдены в карманах", а Беннет пишет об аналогичной ситуации в Конго, что подчеркивает сходство насильственного поведения и реакции правительства в двух странах (Brouillette, 265).
Влиятельная держава
Автор описывает Британию как "влиятельную державу", точно так же как и бельгийцев в Конго, так как он говорит, что "каждая колониальная держава всегда" утверждает, что ситуация "сложная". Бельгийцев изображают как колониальную державу, пытающуюся оправдать свое участие в Конго, как сказал Роджер: "Полагаю, бельгийцы сказали бы, что Конго находилось в ужасном состоянии... были каннибалы, которых вы знаете".
Заявление о том, что "Британия- одна из немногих западных стран, не имеющих эгоистических, стратегических или экономических интересов в Конго" - почти прямая цитата Питера Брука, госсекретаря Великобритании, когда он утверждал, что у Великобритании нет "эгоистических, стратегических или экономических интересов" в Ирландии. Беннетт использует эти выражения, чтобы подчеркнуть читателю сопоставимые ситуации как в Ирландии, так и в Конго, чтоб показать как неправ Питер Брук.
Более того, использование Беннетом событий в Конго и Ирландии бок о бок неслучайно, поскольку он часто бывал в Конго и часто вспоминает свое прошлое в Белфасте или время, проведенное с Инесом в Дублине, и это физическое сопоставление еще больше подчеркивает политическую аналогию.
Неприятели Беннетта
Однако Беннетт не только обращает внимание на параллели между Конго и Ирландией, но и атакует ревизионистское писательство о "Неприятностях", где писатели, такие как и Рой Фостер, пишут в стиле рефлексии с оттенком иронии, а не "шипения от возмущения" (Brown 2003; 3).
Беннетт не одобряет отстраненное, необязательное повествование, и это четко отражено в романе. Есть "существенные параллели между собственной жизнью Беннета и жизнью Гиллеспи", поскольку оба мужчины пишут романы и газетные статьи, оба родились в Северной Ирландии, но живут в Лондоне, и оба начинали как историки, прежде чем перешли к журналистике и творческому письму (Brouillette, 263).
Эти параллели служат для того, чтобы "сделать больший акцент на отвращении Беннета ко всему, что представляет собой Гиллеспи", поскольку Гиллеспи видит в своем отъезде из Ирландии оправдание для того, чтобы не быть лично вовлеченным, а Беннетт думает, что личное участие важно (Брулетка, 264).
Возможно, Беннетт создал рассказчика, похожего на себя (за исключением их разной позиции в отношении письма), чтобы побудить читателя сравнить журналистский стиль Беннета и Жилеспи и, в конечном счете, побудить их не соглашаться с ревизионистским стилем письма.
Беннет использует идею нейтралитета и его неосуществимости для того, чтобы обрисовать роман и провести параллель между ситуацией в Ирландии и Конго.
Беннетт использует Инес в качестве рупора для своих взглядов, поскольку она часто является персонажем, которая не согласна с Гиллеспи и возражает против его нейтралитета.
Во время спора она кричит на Гиллеспи "как вы можете быть из Ирландии и не выбирать её сторону" и это кажется точкой зрения самого Беннета.
Беннетт использует повторение фраз на протяжении всего романа, чтобы показать, что Гиллеспи видит себя "заинтересованным, слегка хитрым наблюдателем, который всегда стоит в стороне, чтобы он мог делать сбалансированные суждения" (Coughlan, 373).