Вопреки расхожему мнению, не стоит хвататься за каждого встречного клиента. Новичкам может быть сложно в это поверить, но иногда выгоднее за клиента не браться.
Кстати, и за работу на заказ может быть тоже браться не стоит. Об этом я писала здесь.
Если поведение покупателя нарушает какие-то ваши границы, лучше с ним не связываться. Особенно придирчиво стоит отнестись к тем, кто кажется вам очень престижным заказчиком. Опытные обитатели инстаграма, к примеру, знают, что не стоит слепо доверять блогерам, сколько бы сотен тысяч подписчиков у них не стояло в профиле.
Итак, клиента лучше не брать, если:
- Это откровенно не ваш клиент. Например, вы делаете цветы из полимерной глины, а вас просят скрутить цветок из фоамирана. Чаще всего так поступают знакомые, которые знают, что, в принципе, вы можете и то, и другое, и третье. Но одно дело - для себя и на досуге, и совсем другое - за деньги.
- Клиент мог бы быть вашим, но он для вас слишком крут, и вы просто не сможете его "прожевать". Например, я охотно и качественно свяжу вам носки, но платье для вас я буду вязать вечность, и не факт, что результат устроит нас обоих.
- Клиент не в себе: ругается, кидает оскорбления, ноет, жалуется и что угодно ещё, что не имеет отношения к коммуникации "клиент-заказчик". Даже если вам остро нужны деньги, подумайте заранее, легко ли будет получить их с этого человека, и сэкономьте себе время и нервы, откажитесь сразу.
- Клиент вам лжет. Оставлю этот пункт без дополнительных комментариев.
- Клиент предъявляет неадекватные требования: сделайте, вы же профессионал! Думаю, у каждого мастера в копилке найдутся примеры таких небывалых запросов: чтобы ткань не мялась, чтобы катышки не появлялись, чтобы цветы не вяли, солнце не светило, вода не мочила и так далее. Есть один очень хороший ролик про красные, но зеленые и прозрачные линии, если не видели, обязательно посмотрите 👇
- Клиент намекает или прямым текстом говорит, что ваши изделия стоят слишком дорого, а то и присылает ссылки на других мастеров с более дешевыми работами. Не надо оправдываться и торопиться со скидками. Подумайте, возможно, это действительно не ваш клиент. А заодно освежите в памяти мою статью о том, сколько должен стоить хендмейд.
- Клиент под разными предлогами задерживает оплату. Ну, вы начинайте, говорит он, а деньги я сейчас переведу, или завтра точно-точно переведу. Ну, или после завтра совсем уже точно. Вы ведь недельку-другую можете подождать?
- Клиент всё время передумывает. А давайте зеленые уши сделаем, а давайте лучше розовые! А вы уже сделали красные? А то наша бабушка говорит, что лучше всего в клеточку будут смотреться 🙈
Я на этом веселом пункте заканчиваю свой небольшой список, а вы поделитесь, пожалуйста, что для вас служит красной тряпкой, после которой вы понимаете, что сделка не состоится в обоюдных интересах. Чуть позже я выжимку из ваших комментариев добавлю в пост.
-----
Другие интересные статьи на моем канале:
Для чего хендмейд-мастеру agile
Где взять деньги на старт рукодельного бизнеса