К сожалению, мы обанкротились.
(с) премьер-министр Греции Харилаос Трикупис, 1893 год
Помимо древнейшей культуры, отличной кухни и прекрасного климата, у многих Греция также ассоциируется и с затяжным кризисом, неизменной экономической депрессией, постоянным давлением со стороны международных кредитных организаций. Действительно, едва ли не каждый слышал об этой затянувшейся эпопее, а в новостях то и дело мелькают статьи про очередной виток спора насчет важности и необходимости проведения экономических реформ, об очередном просрочивании выплат по госдолгу и новых спорах с «большой тройкой» (МВФ, ЕС и ЕЦБ).
Конечно же, история того, как динамично развивавшаяся и едва ли не богатейшая на Балканах страна смогла «дойти до жизни такой», является крайне интересной. Именно данный аспект и будет раскрыт в данной статье.
Однако, это лишь первая часть небольшого запланированного цикла про греческую экономику — вторая будет посвящена истории восстановления и выхода Греции из кризиса, раскроет особенности успешного «правого поворота» в данной стране.
Предыстория
Тем не менее, для полного понимания современных перемен в Греции важно хотя бы вкратце описать ее путь в конце XX и начале XXI веков. А он представляет собой весьма увлекательное зрелище. Так, проследить историю данной страны можно по одному крайне важному показателю — отношению госдолга к ВВП. Ведь именно в нем отражалась вся фискальная недисциплинированность, экономическая непоследовательность и неспособность к энергичным действиям предыдущих правительств.
Так, мы можем заметить, что уже к началу XXI века Греция подошла с достаточно пугающими показателями. К этому располагали и различные исторические предпосылки — к примеру еще в XIX веке греки неоднократно объявляли банкротство, что в конечном итоге привело к установлению контроля за экономикой страны европейскими державами через специальную финансовую комиссию в 1897 году. Данная тенденция сохранилась и в XX столетии — в силу различных обстоятельств банкротство было объявлено в 1932 году. Важно также отметить, что в дальнейшем 70-е годы уровень госдолга оставался достаточно стабильным и низким, колеблясь в районе 25%, ведь после свержения «черных полковников» к власти пришла правоцентристская Новая Демократия, соблюдавшая фискальную дисциплину. Однако госдолг начал стремительно расти с приходом к власти социалистов из ПАСОК в 1981 году, что вели политику безудержного наращивания государственных расходов. Именно их энергичные реформы и попытки превратить страну в государство всеобщего благосостояния навсегда изменили облик Греции и ее экономики. Также негативным фактором стало вступление в ЕС, позволившее Греции включиться в программы льготного кредитования и субсидирования, позволяя стране занимать средства под более низкий процент.
Более того, дальнейшие попытки сокращения госрасходов, предпринимавшиеся во время прихода к власти Константиноса Мицотакиса (премьер-министра от Новой Демократии) в 1990-1993 годах, не обернулись успехом и не смогли остановить рост задолженности — ведь, вынужденный идти на коалиции с более левыми партиями, действующий в условиях сильнейшего давления со стороны оппозиции, он не сумел полностью реализовать запланированную программу реформ. Попытки свернуть программы государства всеобщего благосостояния не обернулись успехом и привели к потере рейтингов. Таким образом, левая партия ПАСОК смогла вновь одержать разгромную победу на выборах в парламент в 1993 году. В дальнейшем они также сохраняли власть над страной вплоть до 2004 года.
Однако в 2004 году, спустя 11 лет после потери контроля за страной, к власти вернулась Новая Демократия, а премьер-министром стал молодой Костас Караманлис. И, несмотря на некоторое сокращение дефицита бюджета, безработицы и инфляции, а также попытки начать важные структурные реформы (широкую приватизацию и либерализацию), постоянные забастовки, отсутствие большинства в парламенте (и, как следствие, вынужденность идти на коалиции), а также глубина проблем не смогли дать «правым» спасти Грецию. Подобные меры, хоть и были правильными, носили скорее косметический характер — постепенное реформирование в условиях сложившейся ситуации было слишком медленным. Примечательно также и то, что, даже несмотря на проведение олимпиады в 2004 году, размеры госдолга относительно ВВП все же несколько сокращались. Вплоть до 2008 года.
Для наглядной иллюстрации влияния прихода к власти определенных партий и событий на изменение госдолга хотелось бы показать подобный график [1]:
Предпосылки к кризису
Конечно же, столь высокая государственная задолженность (как для развивающейся державы) являлась негативным фактором для экономического роста, ведь вынуждала правительство повышать фискальную нагрузку для ее «поддержания», а также попросту отпугивала часть инвесторов, внося некоторую неуверенность в долгосрок — ведь в случае любого сильного негативного шока подобное «отягощение» экономики может стать летальным.
Однако, помимо высочайшего государственного долга, Греция обладала целым ворохом иных проблем. Коррумпированность государственных институтов, надувание пузырей едва ли не в размерах всей экономики и тотальная закредитованность населения в следствие мягкой денежно-кредитной политики — все это также было важными предпосылками к тому, что в дальнейшем Греция стала ассоциироваться с безработицей, разрухой и упадком.
Для понимания того, откуда брался подобный дефицит и почему Греции были столь необходимы структурные реформы, важно осознать куда расходовался бюджет. Так, греческие военные расходы в 2009 годы превышали военные расходы Тайваня, а по размерам данной траты Греция находилась на 22 месте в мире. Также примечательны и следующие факты— к примеру, греческие госслужащие получали 14 месячных зарплат в год, размер социальных расходов относительно ВВП составлял 24% (средний уровень по OECD — 20.7%), а пенсионных — 13.5% от ВВП (средний уровень по OECD — 7.7%, а выше данный процент был только в Италии). В общем и в целом совокупные траты бюджета относительно ВВП равнялись 54.1% — необоснованно высокая и крайне опасная цифра.
Но вопреки всему до «начала конца» экономика Греции росла взрывными темпами — зачастую рост ВВП превышал 5% в год, а греки быстро богатели. Но все это зиждилось на дешевых потребительских кредитах, растущем долге как государства, так и прочих экономических агентов, а также разрастающемся пузыре в масштабах всей экономики. Рецепт успеха был прост — взять кредиты под низкий процент в Европе и раздать их гражданам, пустить на поддержание огромной социальной сферы и армии. Правительство не проводило важных структурных реформ, не думало об оздоровлении институтов. Впрочем, всему этому мешала также и постоянная борьба между партиями, отсутствие политической стабильности — ведь даже условно «правые» политики были вынуждены идти на коалиции с социалистами или леволибералами, дабы хоть как-то сформировать правительство. А относительный и наглядный успех данной политики подкупал избирателей — любые предостережения казались им глупыми и необоснованными, ведь прямо перед глазами у греков был рост их благосостояния. Естественно, что в подобных условиях проведение хоть каких бы то ни было широких и жестких реформ было попросту нереальным, даже когда премьер-министрами становились люди адекватных взглядов. Тем не менее, подобная пагубная самонадеянность вылилась в то, что потенциально опасные процессы в экономике пустили на самотек.
Наглядная иллюстрация выше описанного заметна и по статистике из этой «карусели»:
Начало конца
Первым негативным шоком для Греции стал мировой финансовый кризис 2008 года — в сложившихся условиях инвесторы предпочли сбросить рискованные активы, которыми естественно являлись акции греческих компаний. Все это привело к обвалу греческого фондового рынка, банкротству целого ряда компаний и некоторому падению ВВП. Также, значительно подскочил и государственный долг — ведь на фоне падения налоговых поступлений и желания скомпенсировать негативный шок, спасти фирмы от банкротств, правительство эмитировало дополнительные облигации, покрывая растущий бюджетный дефицит. В таком случае примечательно, что до кризиса уровень госдолга к ВВП долгие годы оставался стабильным (незначительно колеблясь в районе 105%) — ведь рост ВВП компенсировал увеличение суммы задолженности. Однако, в 2008 году дефицит достиг 10.2% от ВВП, а в 2009 и вовсе 15.1%.
Тем не менее, настоящая катастрофа началась в 2010-м году — на фоне постоянно растущего госдолга, угрозы дефолта и различной степени тяжести проблем в экономике, а также обесценивания греческих активов, кредитные агентства понизили кредитный рейтинг греческого правительства. Более того, греческие облигации госзайма стали считаться «мусорными». Столь внезапная переоценка во многом была связана с тем, что греческое правительство долгие годы на высшем уровне демонстрировало искаженную статистику — дефицит и бюджетные проблемы занижались и опускались, а данные были плохо структурированы, что позволяло Греции кредитоваться под низкие проценты. Также во многом данные искажения и позволяли Греции быть членом зоны евро. Но новые доклады и коррекции внесли ясность в сложившуюся ситуацию [2]. Стоит также понимать, что зачастую правительство прибегало к новым займам лишь для того, чтобы выплатить проценты по старым задолженностям — данная схема напоминала своеобразную финансовую пирамиду в масштабах целого государства.
Ситуацию также и осложняла полная политическая нестабильность державы — так, в результате досрочных выборов 2009 года к власти вновь пришла левая партия ПАСОК, чей электорат явно не смог бы смириться с мерами жесткой экономии.
Впрочем, появление новых данных и переоценка возможностей Греции к погашению госдолга привели к тому, что она потеряла доступ к дешевым заимствованиям. Наиболее точно данную ситуацию показывает изменение доходности десятилетних правительственных бондов:
Более того, в условиях, когда экономика страны крайне зависима от подобных займов, их подорожание приведет к росту вероятности дефолта, еще большему росту рисков инвесторов, дополнительному ухудшению финансового положения в стране, и, как следствие всего выше сказанного, еще большему увеличению размеров «купона» облигаций. Своего пика данная ситуация достигла в 2012 году — доходность облигаций стала превышать 35%.
Конечно же, Греция пыталась принять некоторые ответные меры на кризис. Таким образом, 25 марта 2010 года Евросоюзу был представлен план стабилизации греческой экономики. Тем не менее, правительство, вынужденное балансировать между интересами избирателей, не готовых смириться с сокращением соцпрограмм и ростом налогов, предлагало лишь только полумеры и незначительные преобразования, не придавшие рынкам уверенности и все равно приведшие к падению рейтингов [3].
Свою лепту внесла и неготовность ЕС к резким действиям. Политические разногласия и отсутствие единого мнения в вопросах трактования правил по предоставлению странам «спасательных кругов» сообщили рынкам сигнал, что ЕС не будет спасать Грецию и пытаться гарантировать ее госдолг. Естественно, что подобный внешний фактор также имел негативный эффект для греческой экономики, еще сильнее отпугивая инвесторов [4].
Рынкам стало ясно, что дефолт неизбежен — ведь подобная доходность может быть, разве что, в наркобизнесе. Или торговле органами. Греческая экономика рассыпалась, как карточный домик, ведь правительство потеряло возможность заимствовать средства на международных рынках, а данные по прогнозируемому дефициту бюджета становились все более и более пугающими.
Спасательный круг
Тщетные надежды как правительства, так и европейских бюрократов на самостоятельный выход Греции из долгового кризиса не оправдались — уже в апреле 2010 года правительство запросило у ЕС и МВФ финансовую поддержку. Таким образом, 2 мая было подписано первое стабилизационное соглашение, итогом которого стало получение Грецией в течение нескольких лет траншей в совокупном размере 110 миллиардов евро (80 от ЕС и 30 от МВФ). Однако, данная поддержка предоставлялась с условием проведения страной жестких реформ и воплощения мер жесткой экономии. Важно также понимать, что данные транши не становились вливаниями в экономику, ведь почти всегда сразу же уходили на погашение обязательств по облигациям и предотвращение дефолта.
В рамках предложенных мер проводилась заморозка пенсий, урезание многих соцпособий, сокращение зарплат и увольнения в гос секторе. Государство стремилось сократить свои расходы, попутно значительно повышая и без того высочайшую налоговую нагрузку. В условиях же, когда в экономике еще не сформировались развитые негосударственные институты, рыночная инициатива долгие годы подавлялась и вытеснялась государственной, а иностранные инвесторы попросту перепуганы и не готовы вкладываться в столь рискованные активы, да и в формальной среде сохранялись многие законодательные ограничения, а сильно зависимое от соцподдержки население было сильно закредитовано, подобные меры по выходу из долгового кризиса вели к переходу всей экономики в глубокую и тяжелую рецессию на несколько лет.
Дабы понять, почему данные меры сперва нанесли сильный урон экономике, достаточно лишь посмотреть на статистику по просроченным кредитам — именно она дает понимание того, почему важнейшая для экономики банковская система испытывала глубокий кризис, передающийся и характеризующий проблемы страны в целом. Ведь если ты должен банку, но не платишь — это твоя проблема. Но если банку перестают платить все его клиенты — это уже проблема банка. А в условиях, когда ты теряешь работу и перестаешь получать пособия — выплаты по старым долгам становятся попросту невозможными.
Более того, на фоне подобного сокращения объемов экономики происходил рост размера госдолга относительно ВВП — но в первую очередь данное соотношение изменялось из-за падения абсолютного значения ВВП, а не роста абсолютного значения госдолга [5].
Рыночная инициатива не берется из вакуума — а сохранение старых институциональных проблем вкупе с огромными налогами попросту не давали ей хоть как-либо попытаться заполнить высвобожденное государством «пространство» моментально. Формирование подобных условий — долгий процесс. По сути, государство делало экономике своеобразное кровопускание, пытаясь создать структурные условия, необходимые для нормального функционирования рынка и стабилизации бюджета ценой сильнейшего ущерба благосостоянию населения — и отчасти данные меры оправдывали себя, ведь темпы падения экономики замедлялись, а страна постепенно выходила из рецессии.
Важно также понимать, что столь жесткая экономия встречала сильнейшее сопротивление со стороны простых греков. Важнейшим эпизодом является ситуация в 2011 году, когда 26 октября между Грецией и ЕС было достигнуто соглашение о предоставлении ей кредита в размере 130 миллиардов евро и сокращения долга Греции перед частными лицами на 50% в обмен на ужесточение мер экономии. В ответ на это в стране начались сильнейшие забастовки. Надеясь, что подкрепление реформы народной поддержкой положительно скажется на рынках, премьер-министр Греции Георгиос Папандреу, глава левоцентристской партии ПАСОК решил вынести вопрос об достижении сделки и сохранении членства Греции в ЕС и Еврозоне на всенародный референдум. На фоне социологических опросов, говорящих, что греки не готовы и далее терпеть меры жесткой экономии, рынки пришли в ужас. Перепуганы столь неожиданным решением были и брюссельские бюрократы. В конечном итоге, он был вынужден подать в отставку, а партиям ПАСОК и Новая Демократия, как единственным, кто выступал за жесткую экономию, удалось создать временное коалиционное правительство большинства во главе с экономистом Лукасом Пападимосом.
Используя свое положение, сторонники сотрудничества с ЕС смогли достигнуть соглашения с «большой тройкой» о предоставлении второго спасательного пакета финансовой помощи в размере льготного кредита на 130 миллиардов евро и списания государственной задолженности перед частными лицами в размере 107 миллиардов евро (53.5% от ее размера) 13 марта 2012 года. В ответ греки обязались снизить МРОТ на 22 %, на 7-15% — пенсии. Сокращались и прочие бюджетные расходы, производилась либерализация рынка труда, вводился новый график приватизации. Также производились увольнения работников государственного сектора. Примечательно, что некоторые международные рейтинговые агентства расценили этого как «выборочный дефолт».
В дальнейшем началась очередная политическая чехарда — на выборах в мае 2012 года ни одна из партий не сумела достигнуть успеха. Тем не менее, на фоне потери старыми партиями поддержки, на сцену вышли новые политические объединения, преимущественно скептически настроенные в отношении ЕС. Безуспешные попытки сформировать правительство привели к тому, что в июне 2012 года прошли новые выборы. Их результатам стала относительная победа правоцентристской Новой Демократии, что сумела сформировать коалицию с ПАСОК и малой партией «Демократические левые», основываясь на поддержке сотрудничества с «большой тройкой». Особенно забавным является тот факт, что в течение многих десятилетий данные «старые» партии (Новая Демократия и ПАСОК) находились в жесткой оппозиции друг к другу, но кризис сумел сблизить их. Данная коалиция смогла сформировать правительство и даже после того, как ее покинули «Демократические левые», сохраняла большинство в парламенте.
Премьер министром Греции стал Антонис Самарас, продолжавший курс жесткой экономии в период с 2012 по 2015 год. В период его правления были значительно сокращены расходы государства относительно ВВП, проведены сокращения работников в госсекторе, окончательно приватизирован целый ряд компаний, не смотря на постоянные забастовки и митинги. Также несколько реформ были направлены на ослабление налогового гнета с целью запустить рыночные механизмы экономического роста. В конечном итоге, структурные реформы наконец-таки сумели дать свои плоды — страна вышла из рецессии, а в 2014 году впервые за долгое время стали положительными темпы роста ВВП. Важнейший перелом был достигнут в вопросах роста численности туристов. Греческий кредитный рейтинг также был повышен рядом международных кредитных организаций, а правительству удалось успешно разместить свои облигации на международном рынке.
Дефолт
Тем не менее, результатом выборов 2015 года стал приход к власти левой СИРИЗы (коалиции радикальных левых). Настроенная против мер жесткой экономии, она не смогла договориться с кредиторами о получении Грецией нового пакета помощи. В конечном итоге она провела референдум среди простого населения о том, согласна ли страна на получение нового «спасательного круга» со стороны большой тройки при условии продолжения старого курса реформ. Результатом стал отказ от сотрудничества с ЕС по решению 60% населения.
В конечном итоге, неспособность СИРИЗы и ЕС к заключению компромиссного соглашения привела к тому, что 1 июля 2015 года произошел дефолт. Рынки страны, только-только успевшие восстановиться, вновь обвалились, а достижения предыдущих правительств, хоть и все еще делали страну более стабильной, чем в 2010 году, из-за проведенных структурных реформ, пошли насмарку.
А история окончательного выхода Греции из кризиса в период с 2015 по 2020 годы будет раскрыта в следующей статье.
Ссылки:
Стоит отметить, что я постарался сократить количество подобных [1] ссылок, оставляя их лишь на те места, где я брал конкретный тезис или авторский график из какой либо работы, а также вкратце излагал важную новость.
[1] Kouretas, Georgios & Vlamis, Prodromos. (2010). The Greek Crisis: Causes and Implications. Panoeconomicus. 57. 10.2298/PAN1004391K Appendix Figure 2
[2] REPORT ON GREEK GOVERNMENT DEFICIT AND DEBT STATISTICS — EUROPEAN COMMISSION – JANUARY 2010
[3] Kouretas, Georgios & Vlamis, Prodromos. (2010). The Greek Crisis: Causes and Implications. Panoeconomicus. 57. 10.2298/PAN1004391K p396
[4] Kouretas, Georgios & Vlamis, Prodromos. (2010). The Greek Crisis: Causes and Implications. Panoeconomicus. 57. 10.2298/PAN1004391K p397
[5] 2010-2018 Greek Debt Crisis and Greece's Past: Myths, Popular Notions and Implications — Labros Skartsis p6
Источники:
1) Kouretas, Georgios & Vlamis, Prodromos. (2010). The Greek Crisis: Causes and Implications. Panoeconomicus. 57. 10.2298/PAN1004391K
2) 2010-2018 Greek Debt Crisis and Greece's Past: Myths, Popular Notions and Implications — Labros Skartsis
3) Александрова, А. К. (2013). Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции. Государственное управление. Электронный вестник, (36), 107-129.
4) Manos Matsaganis (2013). The Greek Crisis: Social Impact and Policy Responses
5) Различные рабочие бумаги МВФ и Еврокомиссии
6) Статистические данные от tradingeconomics.com, Евростата, Банка Греции и OECD
7) Различные новостные репортажи
8) А также другие, менее объемные предметные статьи
Автор статьи: Всеволод Елагин