Именно так начинается даже не роман, а кулинарный триллер «Кулинарная книга каннибала» современного аргентинского автора Карлоса Бальмаседа.
Пытаясь отыскать хоть какую-то информацию об этой книге, я раз за разом натыкалась на одни и те же негативные комментарии, которые сводятся к одному общему мнению: «Как же это скуууучно. Бессмысленно. Не понравилось. Бред!»
Да, подобное мнение вполне объяснимо, аннотация обещает нам захватывающую историю в духе «Парфюмера» Патрика Зюскинда, только в латиноамериканском колорите и с острой кулинарной ноткой, а читатель получает хронику одной семьи кулинаров, растянутую на, страшно сказать, пять поколений да еще и обрамленную перекрестной композиций, в которой события столь сильно перемешаны и раскиданы в тексте, что лично мне пришлось вооружаться ручкой и записывать героев, даты и события, чтобы уследить за всем этим диким аргентинским калейдоскопом.
Триллера здесь мало, каннибал тоже начинает себя проявлять лишь на каких-то тридцати-сорока последних страницах, однако, данная книга заслуживает времени и внимания. Ее нужно понять. Прочувствовать. Продраться сквозь аппетитные ароматы и паутину героев к смыслу, сокровенной сердцевине авторской мысли.
Прежде чем говорить о теме, идеи и проблемах, давайте посмотрим за страницы книги, в большой мир. Литература - лишь отражение событий и явлений, происходящих в мире. И именно этот фактор стоит учитывать, читая «серьезные» книги.
«Кулинарная книга каннибала» в первую очередь потрясающее осмысление исторических событий, происходящих в XXв. в Аргентине. Первая мировая война и режим Бенито Муссолини, десятилетие относительного спокойствия и благоденствия при Хуане и Эве Перон, бесконечная смена военных диктатур и продажного гражданского правительства – все это нашло свое отражение на страницах это скромного по своему объему произведение. И тем внушительнее и монументальнее оно выглядит.
Карлосу Бальмаседа удалось не только наметить те самые исторические вехи, которые постепенно и неотвратимо меняют людей, их ценности и жизненный ориентиры, но и показать на примере лишь одной семьи, как происходит потеря связи поколений, как историческая память и наследие, преломляясь современными реалиями, искажаются, порождая чудовищ.
Перед нами не только арифметика жизни, но и рецепт человеческой души.
Хроника одной семьи.
Хроника одной страны.
Хроника всего человечества.
Где лежат истоки разложения, трагедии, гибели? Как жестокость и насилие, постепенно проникая в человека, меняют его? Чем опасна «мутация» крови и генетической памяти? Как политика влияет на человека? Кто они, крысы в черных мундирах, которые сначала пируют, а после на месте событий оставляют лишь жертв?
Ответ на каждый этот вопрос на станицах «Кулинарной книги каннибала». Она не ради развлечения. Отнюдь. Она для раздумий, для анализа, для откровения…
«История показывает, что достаточно немногих мазков, дабы нарисовать гастрономические стили и манеры той или иной эпохи, — в конечном итоге каждое время оставляет свой кулинарный след, вкус и аромат пищи никогда не остаются чуждыми духу едоков — разве зачастую желудок не говорит лучше и яснее, чем голова? Способ потреблять пищу безошибочно отражает мании и страхи, пристрастия и недостатки, горе и радости, фобии и страсти, добродетели и несчастья. Существует порочный закон, написанный кровавыми буквами: чрезмерно обильные пиршества во времена диктатур могут накормить лишь малое число приглашенных; когда у власти диктатор, удел народного большинства — голод и воздержание, в самых же простых домах хлеб делится с той же тихой печалью, с какой Иисус делил трапезу на Тайной Вечере, а вино с тех давних пор являет собой кровь, пролитую Иисусом на кресте».