Доброго времени суток, Дорогой Читатель! Что мы знаем об опыте, как мы его понимаем, как им пользуемся, здесь мы постарамся разобраться в наших убеждениях и данном понятии.
Важно понимать: опыт — это не то, что было. Опыт — это то, что есть сейчас.
Воспоминания о прошлых событиях есть сейчас. Мечты о будущем есть сейчас. Убеждения, ценности, представления о том, «кто Я», — все это есть сейчас. И даже если мы считаем, что все это взялось из прошлого, считаем так мы тоже сейчас. В нашей субъективной реальности есть только это самое «сейчас». А откуда оно взялось — вопрос вполне спекулятивный и к этому «сейчас» непосредственного отношения не имеющий.
Кто-то считает, что он такой, какой он есть, потому что у него было такое детство, такие родители, такая школа, такие удачи и неудачи. Он прав? Прав. Прав потому, что он в это верит. Он верит в причинность и имеет на основании этой веры свою идеологию настоящего.
Свои фильтры: какие доказательства искать и находить.
- «Я с детства удачник! Конечно, мне и сейчас повезет!»
А другой верит, что он такой сейчас, чтобы быть таким, каким он будет. Его причина — в будущем. Ему надо быть тем-то и таким-то. И поэтому сейчас он — такой. И его идеология настоящего берется из его будущего.
- «Я же буду супер руководителем. Конечно, сейчас я сделаю самое мудрое, что можно придумать».
- «А я собираюсь быть человеком прижимистым. Поэтому и сейчас тебе свое ведерко не дам!»
Подражать себе в будущем — очень интересный способ строить настоящее. Особенно если будущее видится привлекательным.
Наконец, настоящее (в карте того или иного человека) вполне может диктоваться только и исключительно настоящим. «Так сложились обстоятельства».
И «с каждого дня довольно его заботы*.
Кстати, эти «обстоятельства», которые «сложились», включают в себя и идеологию своего прошлого («А я трудный ребенок, что вы хотите?»), и веру в будущее («Мне всегда говорили, что я плохо кончу»), и оценку настоящего («Против лома нет приема»). Или наоборот: «Мой отец учил меня добиваться своего, я знаю свои силы и меня ждут великие дела!». И никто не говорит, что та или иная позиция лучше: это зависит от ситуации. От других элементов системы.
Лучше то, что работает. Мы сейчас говорим не о том, как надо думать, а о том, что думать можно, по сути, как угодно. Знать о себе можно все что угодно. И производить свое «Я» можно тоже из чего угодно. А вот из чего мы его все-таки производим, определяется как раз нашими фильтрами:
— что мы думаем о своем прошлом,
— что мы знаем о своем будущем,
— как мы воспринимаем настоящее,
— какие ценности мы разделяем,
— какие убеждения руководят нашим поведением,
— что мы «уже знаем» о себе, как мы рассматриваем свою идентичность (кто ее, кстати, видел?).
Считать, что мы себя «знаем», — уже фильтр. И на основании этого фильтра можно сделать очень разные выводы.
Например:
- «Я себя знаю, я знаю, что можно от меня ждать, и поэтому могу себе доверять».
- Или: «Я себя знаю, поэтому доверять себе ни в коем случае не могу».
- И наоборот: «Я не знаю себя, я всегда разный, интересно, какая моя сторона проявится в этот раз, чтобы помочь мне достичь успеха?».
Так что субъективный опыт,который не пропьешь,на самом деле от прошлого зависит не больше, чем от настоящего.
Техника изменения субъективной личностной истории надежно подтверждает: никогда не поздно иметь счастливое детство.
Никогда не поздно выбрать себе знание-идеологию о своем субъективном мире, его истоках, возможностях и границах.
Всегда можно перенастроить свой фильтр. Свое «Я».
***
Сидят два бегемотика на берегу реки Лимпопо и вяжут шапочки... Мимо летят два крокодильчика, подлетают и спрашивают:
— Бегемотики, а в какую сторону север?
Один из бегемотиков показывает налево, и крокодильчики улетают в ту сторону...
А бегемотики продолжают сидеть на берегу реки и вязать шапочки... А тут как раз мимо летят два слоника, подлетают и спрашивают:
— Бегемотики, а в какую сторону крокодильчики полетели? Другой бегемотик показывает направо, и слоники улетают в ту сторону...
А бегемотики все сидят и вяжут шапочки... И тут первый бегемотик спрашивает:
— Слушай, ты зачем слоников обманул?
— А ты зачем вчера мою шапочку распустил?!!
А как Вы считаете?
С уважением, Ваша Paradigma.