Нарушение нормального чувства свободы воли иногда может включать в себя несколько агентов. Известно, что механизм бухгалтерского учета мозга, связанный с агентством, иногда приводит к неправильным результатам, особенно в ситуации, связанной с взаимодействием между людьми. Например, облегченное общение является спорным методом, при котором фасилитатор поддерживает руку инвалида, помогая ему в общении. Было показано, что преднамеренное происхождение действия может быть неправильно понято, а его объект приписывается не тому человеку. Облегчение коммуникации не является единичным случаем. Вера в внешних агентов может привести к вере в причудливые расхождения во взглядах на авторство в таких случаях, как обращение в транс и обладание духом.
Интеграция информации, касающейся сенсомоторных непредвиденных обстоятельств, является важным элементом в построении чувства свободы воли, в котором время является существенным параметром. У нормальных испытуемых сознательная воля к действию воспринимается как предшествующая фактическому началу действия, в то время как деятельность мозга, приводящая к действию, физически происходит до осознанного осознания желания двигаться.
Результаты были интерпретированы, чтобы показать, что решение начать действие происходит бессознательно до того, как сознательное осознание этого происходит, предполагая, что сознательная обработка является эпифеноменом или, в лучшем случае, механизмом наложения вето.
Были предложены альтернативные интерпретации схемы Либета. Шургер и др. сравнивают нейронное решение самопроизвольного действия с "опрокидыванием первого в ряду домино", приводящим в движение "каскад, который является баллистическим, но не детерминированным". В этой схеме действия премотора характеризуются постоянными колебаниями, что способствует накоплению для инициирования действия через протекающий стохастический аккумулятор. Постепенное возрастание нейронной активности с 1-с до 2-с, предшествующее спонтанным движениям, характерно как для позвоночных, так и для беспозвоночных, что свидетельствует об универсальности подобного процесса. Миллер и Шварц, цитируя эксперимент Мацухаши и Халлета, утверждают, что градуированная модель сознательного принятия решений является альтернативой модели Либета "все или ничего".
Подводя итог рассмотренным на данный момент работам, можно утверждать, что доказательства совместимы с идеей о том, что свобода воли является иллюзией, с нарушением связанных с ней процессов, приводящим к аномалиям и патологиям.
- В одном из предыдущих исследований было установлено, что между ощущением свободы воли субъекта и "паранормальным" мировоззрением существует существенная корреляция. Напротив, существенной корреляции между "паранормальными" убеждениями и взглядами субъекта на квалии, еще один существенный элемент феноменального опыта, не было.
Таким образом, хотя свобода воли и квалии являются двумя существенными чертами сознательного опыта, их корреляции с "паранормальными" убеждениями существенно различаются. Некоторые авторы утверждают, что квалии - это иллюзии. Разница в корреляциях с "паранормальными" верованиями предполагает, что квалия и воля когнитивно различны, даже если обе они действительно являются иллюзиями. Более детальное изучение корреляций чувства свободы воли с "паранормальными" верованиями облегчило бы прояснение когнитивных факторов, о которых идет речь.
Паранормальные явления определяются как те, которые, если бы они были подлинными, нарушили бы основные ограничивающие принципы науки. Трудно поддерживать "паранормальные" убеждения таким образом, чтобы они соответствовали выводам современной науки. Тем не менее, "паранормальные" убеждения (например, НЛО, реинкарнация, психические силы и астрология) сохраняются в обществе, несмотря на лучшие доказательства против них. Согласно опросу Гэллапа, "паранормальные" убеждения среди населения в целом сохраняются. В 1976 г. в астрологию, НЛО и реинкарнацию верили 17, 24 и 9% жителей страны, соответственно, тогда как в 1997 г. соотношение верующих составляло 37, 30 и 25%, соответственно. Опрос Гэллапа 2005 показал, что 25% жителей верят в астрологию, 20% - в реинкарнацию, а 41% - в ЭСВ (экстрасенсорное восприятие). Таким образом, вера в паранормальные явления продолжает оставаться ингредиентом народной психологии.
- Некоторые исследования показали, что существуют гендерные различия в "паранормальных" убеждений.
В частности, женщины демонстрируют более сильное убеждение в паранормальных явлениях (например, ЭСВ и астрология) по сравнению с мужскими субъектами. С другой стороны, в предыдущих исследованиях, посвященных вере в свободу воли, гендерные различия конкретно не изучались.
Продолжение следует...