Неважно, смотрели ли вы "Навсикая из долины ветров" или "Тоторо", студия Ghibli всегда способна удивить. Нас переносят в фантастические миры, которые переносят нас в наше детство, знакомят с персонажами, которые захватывают наши сердца, и погружают в истории, которые нам рассказывают с помощью потрясающей анимации, нарисованной от руки. Так как же они это делают? Давайте посмотрим за кулисами в лучшей японской анимационной студии.
Традиционная ручная анимация против CGI.
Большинство фильмов студии Ghibli производятся с использованием традиционных анимационных техник. Так что это значит? Каждый кадр это ручная работа аниматоров, перед тем, как быть собранными вместе, чтобы придать иллюзию движения и создать фильм. Это очень повторяющийся и трудоемкий процесс, но соучредитель студии Хаяо Миядзаки считает, что "ручная прорисовка на бумаге является основой анимации".
Несмотря на то, что Миядзаки предпочитает ручную анимацию, CGI (Computer Generated Imagery) использовалась в нескольких фильмах студии Ghibli. CGI может помочь аниматорам со сценами, которые в противном случае было бы слишком сложно создать с использованием традиционных техник анимации. В фильме "Принцесса Мононоке" цифровая краска была использована для ускорения процесса и финишной обработки фильма вовремя. "Наши соседи Ямада" единственный фильм студии Ghibli, полностью сделанный с использованием компьютерной анимации.
Доставка в срок
Бывает такое, что студии не успевают снять фильм в срок. И снятие фильмов на студии Ghibli не исключение. Поскольку каждый кадр нарисован вручную, а для создания художественного фильма нужны тысячи кадров, весь процесс занимает много времени. Прогресс каждого раздела отображается на графике, чтобы оценить, когда фильм будет завершен, и задержки не редкость. В этом случае каждый сотрудник оценивается и подталкивается к более быстрому завершению работы. Часто приходится нанимать новых сотрудников в конце производства, чтобы обеспечить своевременное завершение работы над фильмом. Аниматорам приходится работать долго, изнурительно, часто до полуночи в последние месяцы. Они могут провести больше года, рисуя за одними и теми же столами! Аниматоры должны работать эффективно и в то же время быть очень наблюдательными и обращать внимание на каждую деталь в своих рисунках. Это тяжелая работа, но этот баланс между скоростью и качеством очень важен для того, чтобы Ghibli могла продолжать поставлять фильмы высочайшего качества вовремя.
От сценария к экрану
Итак, мы установили две вещи: что фильмы Studio Ghibli, как правило, нарисованы вручную, и что на их создание уходит много времени и усилий. Но как режиссеры передают свои идеи от сценария к экрану? Узнайте об этом, посмотрев пошаговый процесс, представленный ниже.
Примечание: Следующие шаги и сопровождающие их изображения взяты из фильма "Создание только вчерашнего фильма". Несмотря на то, что фильм был снят в 1991 году, многие из техник, использованных тогда, используются в студии Ghibli и по сей день.
Как и другие фильмы, все творения Studio Ghibli начинаются как идея. Затем эта идея развивается в сценарий, описывающий историю включая все сцены и диалоги так, что все члены команды (в буквальном смысле этого слова) находятся на одной и той же странице.
Далее необходимо проработать персонажей и их костюмы. Способ, которым персонажи одеваются, раскрывает их личность и место в обществе, а также временной отрезок, во время которого происходит съемка фильма.
По сценарию создается раскадровка. Оно должно быть использовано в качестве основы для всех рисунков, иллюстрируя ключевые кадры и основные движения фильма. Каждая сцена должна быть зарисована, кадра за кадром, так, чтобы при сборке картины двигались.
После этого рисунки накладываются на углеродные листы, а затем сжигаются на прозрачные ячейки. Пришло время добавить немного цвета! После определения цветовой гаммы, цвета вручную раскрашиваются на клетках акварелью. Используя различные тона для объектов перед и позади персонажей, изображение приобретает дополнительную глубину.
Давайте не будем забывать о фонах! Они рисуются отдельно от персонажей.
Теперь ячейки размещаются на соответствующем фоне, и каждый кадр снимается отдельно. Да, все это только для ОДНОГО КАДРА фильма! Но тяжелая работа еще не закончена.
Теперь фильм нуждается в диалоге, который можно записать как до, так и после рисунков. В этом случае голоса были предварительно записаны. Затем аниматоры просмотрели видеозапись актеров и сосредоточились на их движениях лицевых мышц, чтобы они могли повторить их в своих рисунках.
Перед режиссером стоит очень трудоемкая задача обеспечить идеальную синхронизацию изображений и диалога. Никому не нравится фильм с плохим названием!
Еще больше аудиозаписей. Помимо звуковых эффектов и фоновых шумов, необходимо создать музыку темы. В данном случае в студии 28 живых музыкантов.
Разработанный фильм отредактирован и при помощи компьютера отцифровывается.
Теперь фильм готов к показу всем членам съемочной группы! Месяцы напряженной работы привели к этому моменту. Аниматоры с нетерпением ждут, пока их имя появится на экране, в то время как режиссер смотрит, творение, наконец, оживает.
И вот оно! Теперь фильм готов к распространению среди широкой публики, которая, как и мы с вами, не может дождаться, когда появится новый шедевр от Ghibli.