Найти тему
Журнал МУЗилка

6 недооцененных российских рок-исполнителей

Оглавление

Сегодня я предлагаю вашему вниманию шесть очень разноплановых коллективов и артистов, представляющих различные грани отечественной рок-культуры. О ком-то из них, вы, возможно, слышали, а некоторых не знаете почти наверняка. Это самая разношерстная и, пожалуй, самая субъективная подборка на моём канале. Я долго думал, как назвать статью и сразу хочу предупредить, что определение «недооценённый» крайне условно.

Объединяет этих артистов лишь одно: с моей точки зрения они достойны большего внимания аудитории, нежели имеют по тем или иным причинам. Некоторые из них относятся к пласту музыкальной культуры, который принято называть «андеграундом» и не стремятся к широкой популярности, однако творческий уровень и потенциал этих артистов достаточно высок.

Оргия Праведников (арт-рок, Москва)

Кто-нибудь из хорошо разбирающихся в музыке читателей обязательно скажет мне, что я начал подборку с достаточно известной группы. Ведь «Оргия праведников» — это тот коллектив, который имеет фанатскую базу и собирает масштабные концерты в Москве. Но именно поэтому я и говорю не о «известности», а о «недооцененности». То, что творчество Сергея Калугина и его команды в масштабах русскоязычной рок-сцены недооценено, сложно отрицать.

Ярким примером тому может служить их появление на последнем в истории фестивале живой музыки «Воздух», что на протяжении нескольких лет проходил в моём родном городе Петрозаводске. Я не случайно написал «появление», а не выступление, потому что выступлением это назвать сложно. «Воздух», называясь фестивалем «живой музыки», а не «рок-фестивалем», периодически подчеркивал свою многожанровость, но при этом и в общественном сознании, и по факту своего происхождения, и формату являлся дочкой «Нашествия» и воспринимался в контексте рок-музыки. Так вот, на фестивале 2015 года в числе участников главной сцены значилась российско-белорусская группа «IOWA», которую, даже признавая условность границ между жанрами, сложно притянуть к «року» в отличие от «Оргии Праведников», играющей добротную и вполне традиционную, но своеобразную рок-музыку, с глубоким содержанием и качественными текстами. «Оргия» значилась в программе после «Айовы» и удостоилась выступать лишь на альтернативной сцене, второй «по значимости». Сравнивать эти коллективы, естественно, глупо. Они совершенно из разных музыкальных кластеров. Тем не менее, их выход на сцену «друг за другом» на одном фестивале наводит на определенные мысли. Айова входит в число самых популярных групп нашей страны. На их счету не мало «всенародных хитов». Разговор о их низком художественном уровне может показаться кому-то «вкусовщиной», но скепсис по поводу творчества этого со стороны меломанов и музыковедов вполне закономерен и справедлив. И рядом с «Оргией» пропасть «между двумя берегами русской музыкальной культуры» показалось просто огромной. Но трагизм ситуации в том, что при разительном несоответствии «творческого уровня» и «содержательного наполнения» творчества, Катя Иванчикова скакала на сцене в индейской шапочке без малого полтора часа, а Сережа Калугин со своим коллективом вышел и спел всего четыре песни. Именно по этой причине назвать их сэт полноценным выступлением сложно. Было не просто мало, а катастрофически мало. Лично у меня, как у зрителя фестиваля, было ощущение, будто лучик здравого смысла на секунду появился и вновь скрылся за тучами бреда. Это ли не показатель недооцененности? За странным на первый взгляд названием, которое может у кого-то породить сомнение о «формате» данной группы скрывается целая вселенная смыслов, целый творческий ураган.

Музыка группы с теоретической точки зрения проста, можно даже сказать, незамысловата, но огромную роль в ней играют качественные и сильные тексты песен, подача и аранжировки, обрамляющие простую музыкальную начинку.

Например, Композиция «Сицилийский винограж», это целое художественное произведение на «алкогольную тему», сказка о винограде «от первого лица». Произведений, так или иначе затрагивающих тему алкоголя и в русском роке и вне его было написано много, но то что сделал Калугин – стоит особняком. Работа с образами и подход автора к поэзии и к теме не может оставить равнодушным. Это полноценная 6-ти минутная рок-сага.

В результате зритель получает мощные песни, соответствующие всем параметрам рок-хита, но хитами в масштабе всей российской рок-сцены так и не ставшие.

Леона (бард-рок, сибирский андеграунд)

-2

Услышав словосочетание «сибирский андеграунд», у многих меломанов всплывает в голове одна единственная фамилия — Егор Летов. Об этом человеке я уже писал. Он никогда не стремился к славе и популярности, делая своё дело так, как он считает нужным и для тех, кому это нужно. Однако и при жизни, и особенно после смерти он стал не просто Легендой, а флагманом «неформатной музыки», иконой и символом целого поколения и пласта музыкальной культуры.

Имена других представителей сибирской сцены, его коллег по цеху, за исключением, пожалуй, Янки Дягилевой, куда менее известны за пределами круга интересующихся этой музыкой и всплывают лишь в связи с именем Летова. Может показаться, что вся эта тусовка уже стала достоянием истории, несмотря на то, что некоторые соратники Летова продолжают выступать.

На родине лидера группы «Гроб» в сибирском регионе в наши дни живет и творит девушка по имени Леона. В своём творчестве она неоднократно подчеркивала приверженность традициям сибирского панка. В одной из своих ранних песен она провозгласила «Я - последний сибирский рок», а в композиции «Жизнь что сказка» есть строки: «Я иду по следам недопетого, по протоптанной тропочке Летова».

И не случайно я начал разговор о Леоне с упоминания образа тусовки сибирского панка и образа её главного лидера. Леона — продолжательница традиций сибирского панка не только в строчках её песен, но и в творческих принципах. Она — независимый артист, получивший признание в определенных кругах и не стремящийся к большему. Она сама записывает песни, принципиально не собирая группу, выкладывает записи и тексты песен с авторскими аккордами в открытый доступ, но круг её слушателей по всей стране достаточно узок. Активно давая концерты за пределами родного Омска и сибирского региона, в том числе и в Москве, она вступает в основном на квартирниках и в небольших клубах. При этом талант этой девушки не может оставить равнодушным человека, которому близок российский поэтический рок. По «внешним признакам» её творчество напоминает бард-рок, это песни под гитару с хорошими текстами, но содержание творчества и посыл отражают дух "летовской" традиции андеграундной музыки. Иногда исполнительница стремится разбавить «одиночество гитары», пичкая свои песни обилием электроники.

Но, честно говоря, это у неё не очень хорошо получается, и просто под гитару она звучит куда лучше. Одно из главных её достоинств – это, конечно, тексты. С моей точки зрения Леона — одна из сильнейших современных российских поэтесс. Меня поражает, насколько остро девушка чувствует окружающую её действительность и насколько талантливо, ярко и метко она может подобрать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства в поэтических строках. «Обещали - не дали, обманули, предали. Речи о доверии нет в конце эпох», «Меня слизали языком системы», «А прав один единственный мудрец, что пьяным спит на лавочке соседней» и многие другие фразы из её песен достойны того, чтобы стать крылатыми и уйти в народ.

К поэтическому таланту, сочетанию критицизма и образности добавляется её и сильный, узнаваемый и интересный вокал. Леону можно назвать не только в числе талантливых поэтесс, но и талантливых певиц. Это тот случай, когда и содержание творчества и исполнение удачно дополняют друг друга.

Не так давно певица поступила учиться и выступает не так часто, а за пределами родного региона её можно увидеть в редких случаях.

Юлия Теуникова и «Композит» ( андеграунд, авант-рок, бард-рок, Москва)


На современной «некоммерческой сцене» удачное сочетание вокального и поэтического таланта не такая уж и редкость. К числу таких музыкантов относится Юлия Теуникова. Она уже фигурировала в одной
из статьей на канале. Про таких, как Теуникова, можно сказать «широко известна в узких кругах». Её концерты преимущественно носят камерный характер, а альбомы выходят раз в пять лет. Именно столько ушло на подготовку релиза «Russian сказки», многие песни из которого уже были известны знатокам её творчества.

«Социальная критика», в разных видах представленная на альбоме Russian сказки — лишь одна из «формаций» в поэтическом творчестве Теуниковой наряду с глубокой философской христианской лирикой. Но в «социально-критическом» направлении исполнительница, не побоюсь этого слова, гениальна. Упомянутый альбом наполнен объемными и очень меткими и разноплановыми образами, Юлия примеряет на себя разные маски и представляется то в образе «бомжихи», то в амплуа «гламурной дурочки», как в песне «Купи мне, мама, интернет», которая по содержанию и меткости не менее гениальна чем «Менеджер». И каждый персонаж она отыгрывает, меняя вокальные манеры и в меру возможности демонстрируя свой голосище. Слушая Теуникову, периодически ловишь себя на мысли, что её песни должен услышать каждый.

Septem Voices (симфоник-металл, Уфа)

-3

Симфоник-металл — жанр, который у меломанов ассоциируется с западной музыкой, со скандинавской и нидерландской металлической сценой. Русский рок в сознании многих закономерно воспринимается как обособленное явление, и «русский симфоник металл» остается несколько в тени музыкального мейнстрима, и любителям рока может показаться чем-то странным и не очень органичным. Между тем, симфоник на русском языке звучит отлично, что и доказала своим творчеством уфимская группа «Septem Voices».

Назвать солистку группы русской Тарьей, конечно, будет преувеличением, но в целом группа как творческая единица смотрится более чем достойно. Ребята создают музыку в лучших традициях «аутентичного» жанра, но при этом отлично вписываются в российский музыкальный контекст, выпускают очень неплохие, музыкально и содержательно мощные альбомы, выступают на фестивалях и активно гастролируют по стране. И всё же их творчество пока остается в тени. Коллектив ещё относительно молодой, и у него многое впереди, однако «вакантные» места на рок-Олимпе занимают сегодня совершенно другие «новые герои» ,и это обидно. А ведь не скажешь, что в России не любят симфоник. Даже наоборот, западных грандов у нас принимают очень хорошо. А многие наши группы, пытаясь максимально приблизиться к импортным грандам, начинают петь по английски, порой толком не зная языка. Эти ребята сделали неплохой русский вариант со своей спецификой и заметным влиянием пресловутого "русского рока". Получился самобытный, но достаточно грамотный симфоник.

Зимовье зверей (бард-рок, Санкт-Петербург)

-4

Фамилия Арбенин у большинства любителей рока вызывает неизбежные и стойкие ассоциации с солисткой группы Ночные снайперы. Когда произносишь имя петербужского рок-поэта Константина Арбенина собеседник вполне вероятно задаст вопрос: «Это брат Дианы?" Нет, не брат и не однофамилиц, а первый «фиктивный» муж. Когда начинающая певица и автор песен Диана Кулаченко по приглашению своей подруги и партнерши по творчеству Светланы Сургановой приехала в Санкт-Петербург ей нужна была питерская прописка и красивая фамилия. Помочь девушки вызвался друг Светланы, лидер группы «Зимовье зверей» Костя Арбенин, вступив с ней в брак. «Зимовье» и Снайпера» начинали свой путь «из одной точки» и примерно в одно и то же время. Сегодня «Ночные снайперы» входят в число самых популярных российских рок-групп, их песни звучат на радио и телевидении, лидер группы Диана Арбенина периодически появляется в музыкальных телепрограммах и получает «Золотые граммофоны». А что мы знаем о творчестве Константина? Я думаю, что многие из тех, кто любит творчество Дианы и группы «Ночные снайперы» не воспроизведут даже пары строк из какой-нибудь песни «Зимовья зверей». Моё знакомство с коллективом началось с песни «Джин и тоник». Песня, как сегодня говорят, «зашла» и долгое время занимала место в моём плеере. Поэтический язык автора, его нестандартные образы и концентрированный дух "питерской поэзии" меня просто поразили.

Потом я узнал, что лидер группы имеет отношение к становлению «Снайперов» которыми я тогда заслушивался. Послушав другие песни группы «Зимовье зверей» я оценил образный поэтический язык «истинно питерского» рок-поэта Кости Арбенина. Я ценю и уважаю творчество и Арбениной и Сургановой и одно время заслушивался их песнями, но искренне считаю, что стихи и песни Константина Арбенина достойны не меньшего внимания, и он несправедливо остался незамеченным на небосклоне русского рука. Он относится к числу тех музыкантов, чье творчество находится на стыке «авторской песни» и «русского рока» как такового. В его творчестве ощутимо влияние классической русской поэзии и продолжение «лучших традиций» отечественного бард-рока, заложенных Александром Башлачовым. СашБаш — так или иначе стал «иконой» для большинства «поющих рок-поэтов в нашей страны», он настолько самобытная и значимая фигура, что его невозможно с кем-то сопоставлять. И конечно «Зимовье зверей» по «творческому облику» несколько отличаются от легендарного Башлачова, но его влияние на творчество глупо отрицать.

В некотором смысле Константина Арбенина можно считать второй по значимости фигурой в петербургском бард-роке. И тот факт, что его творчество осталось известным очень немногим делает Арбенина одной из самых недооцененных фигур в отечественном роке. Даже среди любителей поющей рок-поэзии о «Зимовье» знают и помнят далеко не все. Коллектив распался в 2009 году, но сам Константин продолжает исполнять свои песни, выступает сам по себе и вместе с друзьями в проекте АрБаКом (Арбенин - Башаков - Комаров). В 2018 Арбенин вновь возродил "Зимовье" и выпустил пластинку.

Рада и Терновник (фолк-рок, арт-рок, Москва)

-5

Группа «Рада и терновник» является «одним из лидеров» и даже «флагманом» отечественного камерного, некоммерческого рока. Однако, я на собственном опыте убедился, что когда в музыкальном контексте упоминаешь имя «Рада» многим приходит на ум солистка группы «Бандерас», а после того как в экраны в 2017 году вернулась «Фабрика звезд» вспоминают одну из участниц этого проекта.

Для меня же «Рада» - это прежде всего Рада Анчевская. Одна из сильнейших вокалисток страны, признавать огромный вокальный талант Анчевской невозможно. Она обладает уникальным голосом, который можно характеризовать как «колоратурное сопрано». Вокал Рады специфичен, она редко поёт в середине, чередуя очень низкие и очень высокие ноты, что добавляет музыке определенной эстетики и шарма.

Музыка группы «Рада и Терновник», очевидно, не для широкого слушателя, а свою аудиторию и своё признание группа давно заслужила. По своему «статусу» и месту в российской музыке эта группа стоит ближе всего к тем, кого называл автор видео про «недооцененные группы». При всей специфичности творчества группы, в нём есть что-то притягательное. Кто-то, послушав одну-две песни, может сказать, что это «нытьё», но сама музыка располагает к тому, чтобы постигать её глубже и глубже. Она поражает особые эстетические чувства, а уникальный и узнаваемый образ коллектива навсегда остается в памяти, стоит только соприкоснуться с их творчеством.

В недрах отечественной рок-культуры ещё много артистов, которые могли бы войти в этот список. Так уж сложилось, что «Первый эшелон» русского рока достаточно ограничен и массовое сознание связывает рок-культуру в нашей стране прежде всего с рядом известных имен. Даже в эпоху засилья интернета и неограниченного доступа к информации далеко не все достойные коллективы доходят до широкого слушателя. В данной статье рассказано о тех, кого я ценю и с чьим творчеством столкнулся на разных этапах своей журналисткой и меломанской жизни. Естественно, можно вспомнить ещё многих артистов из мира отечественного рока в той или иной степени недооцененных и незаслуженно обделенных вниманием. Периодически я делаю интересные открытия из мира музыки и если такой формат зайдет, буду продолжать делать подборки и рассказывать об интересных артистах, группах, исполнителях.

Пишите в комментариях группы и исполнителей, которые недооценены по Вашему мнению.

Статья выражает личное мнение автора и не претендует на истину высшей инстанции. Наименования жанров, приписанных артистам в данном тексте просьба считать условностью. Давайте слушать музыку, а не рассуждать как она называется. Это бесполезная трата времени и сил!

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.