Ректор МГУ Виктор Садовничий намерен провести в МГУ самую масштабную реорганизацию. Об этом он сообщил на совещании с руководителями факультетов и подразделений.
Возможно, это станет крупнейшей реорганизацией университета за 100 лет, если не больше. Все существующие факультеты будут объединены в 14 так называемых школ — примерно тем же путем прошла ранее Высшая школа экономики, в результате чего изучаемые предметы стали более многообразными.
Данное преобразование позволит оптимизировать образование, исключив дублирование определенных дисциплин на разных факультетах.
Для студентов изменится многое: они будут поступать не на специальности, а в школы.
В программе первого курса студенты будут изучать общие начала наук, которые изучаются в той или иной школе и выбору направления. К третьему году обучения учащиеся смогут выбирать разные кафедры и лаборатории бывших факультетов. Таким образом, у первокурсника будет целый год для того, чтобы поменять выбранное направление внутри своей школы.
Как будет выглядеть новая учебная система
Например, социология попадет в школу социальных наук вместе с политологией, а идущая с ней рядом философия — в школу гуманитарных наук вместе с историей, культурологией, религиоведением.
Школа искусствоведения будет учить искусству, его истории, а также продюсерству.
Данную оптимизацию планируют провести в ближайшие два года. Во главе каждой из школ встанет декан, а руководители бывших факультетов — во главе направлений.
Критика нововведения
Университетскому и научному сообществу эта инициатива, кажется, не по нраву. Им кажется, что это приведет к окончательной утрате автономии университета, а бюрократизация только усилится за счет создания массивных деканатов новых школ.
Противники Садовничего из МГУ указывают, что через подобные реорганизации прошли СПбГУ и Высшая школа экономики, и оценивают эти перемены негативно, потому что старые факультеты потеряют внутренние связи, традиции и преемственность передачи знаний. Однако стоит заметить, что если в случае с Петербургским госуниверситетом действительно произошло нечто подобное, то для Вышки процесс образования школ, наоборот, был шагом к расширению вуза за пределы изначально обозначенной в его названии дисциплины.
Как вы считаете нужны ли такие изменения в высшем образовании?