Признаться честно, я был одним из тех, кто защищал Nightwish в тот момент, когда из их рядов была безжалостно изгнана Тарья Турунен, - конечно, это была очень весомая потеря для группы, но, чёрт возьми, взамен мы получили два сногсшибательных альбома в лице "Dark Passion Play" и "Imaginaerum", которые раскрыли перед нами группу с новой стороны и, с течением времени, стали настоящей современной классикой симфонического металла. Но даже если вы не приемлете Nightwish без вокала Тарьи, то вы вполне можете обратить внимание на её сольное творчество, которое достигло таких композиционных высот, что вполне может посоревноваться с массивным детищем Туомаса Холопаинена. С Флор Янсен же всё получилось не так гладко, - выпущенный вместе с ней альбом "Endless Forms Most Beautiful" был своеобразной амальгамой посредственности: Nightwish не показали на альбоме ничего нового и звучали как-то излишне прозаично. Понятно, что на пластинке были свои определённые проблески гения, да и вокал самой Янсен достоин наивысших похвал, но в общем и целом предпоследнее творение легендарной группы оставило большинство поклонников равнодушными. Теперь же у нас есть новый альбом в лице "Human :II: Nature.", так что нам предстоит ответить на один очень важный вопрос: смогли ли Nightwish снова найти самих себя и доказать всем, что они являются современными королями симфонического металла?
Ну, как сказать. "Human :II: Nature." является очень интересной работой, так как она одновременно является как наиболее типичной для Nightwish, так и одной из самых необычных. На альбоме есть как предсказуемые и вторичные песни, которые звучат так, будто они были записаны ещё во времена "Once", так и исключительно оригинальные треки, намекающие на то, что Холопаинен всё ещё знает, как ему удивить своих поклонников. Более того, даже те песни, которые я записал в разряд вторичных, тоже разнятся по своему качеству и манере подачи, - если открывашка в лице "Music" и является абсолютно прозаичным для Nightwish номером, то она выезжает за счёт своих грандиозных аранжировок, массивной мелодики и волшебного вокала Флор. Абсолютно противоположная ситуация наблюдается с "Noise": хороший мотив, динамичная подача, актуальная лирика про современную зависимость человека от технологий, но... вот абсолютно ничего нового. Доходит до того, что уже на тридцатой секунде невольно начинаешь понимать, как именно будет звучать припев и развязка песни. Наверное, в перспективе в этой предсказуемости нет ничего плохого, и большинство фанатов группы останется довольными, но как-то я привык ожидать от Nightwish чего-то более неординарного...
И вот вам сюрприз, - эта самая оригинальность внезапно проявляется на "Shoemaker", третьем треке с альбома. В музыку коллектива вклиниваются восточные мелодии, структура песни оказывается абсолютно непредсказуемой, а музыканты работают на самой высоте своих возможностей. Мало того, что песня может похвастаться действительно выразительной мелодией, так ещё и Холопаинен в очередной раз показывает, что его талант аранжировщика всё ещё не до конца раскрыт.
Ещё одним действительно выразительным номером оказывается "Pan", которая доказывает мой давний постулат о том, что Nightwish - это тот же самый Helloween, но только с полу-оперным вокалом и симфоническим оркестром. Power Metal в его самой оптимистичной форме хлещет буквально через край и даже если в перспективе всё это мы уже слышали сотни раз, Nightwish умудряются вложить в песню свою классическую искорку грандиозности. Более того... Янсен здесь просто шикарна. Даже если я до сих пор считаю, что Тарья является гораздо более выразительной и узнаваемой певицей, Флор берёт своей непринуждённой техничностью и намеренной эмоциональностью.
Также хочется выделить "How’s the Heart?" и "Harvest", являющимися вполне себе выдающимися песнями, которые с лёгкостью займут достойные места в пантеоне лучших треков Nightwish.
Настоящая же неожиданность кроется в наличии у "Human :II: Nature." второго диска (да, это первый в дискографии группы двухдисковой альбом), где абсолютно неподготовленного слушателя ожидает самая что ни на есть неожиданность. Фактически, вся вторая часть пластинки является одной-единственной инструментальной композицией, разложенной на восемь частей и достигающей общей длинны в тридцать минут. Честно говоря, само решение влепить на новый альбом Nightwish полноформатный эпик без вокала выглядит немного странно, - невольно начинает казаться, что это просто своеобразная попытка продемонстрировать всему миру и без того безмерно раздутое эго Холопаинена. Даже при том, что финальный результат получился более чем впечатляющим, хочется задаться вопросом: зачем? Почему нельзя было выпустить второй диск в виде отдельного альбома, может быть даже в сольном формате? - так Туомас уже делал со своим личным полноформатником про Скруджа Макдака. Или же это связано с тем, что "The Life and Times of Scrooge", при всей своей трогательности и шикарности, продался гораздо меньшим тиражом по сравнению с любым номерным альбомом Nightwish? Кто знает... В любом случае "All the Works of Nature Which Adorn the World" (а именно так называется вторая часть "Human :II: Nature.") является действительно впечатляющей работой, которая скрещивает в идеально и чётко выверенной пропорции все те элементы, которыми в своё время прославились Nightwish. Металл, нео-классика, фолк, кельтские мелодии, прогрессивные элементы, - здесь есть всё это и даже ещё кое-что. Более того... если уж говорить о непредсказуемости, то тут Холопаинен определённо превзошёл сам себя.
Так что да, "Human :II: Nature." - это определённо очень двойственная работа. С одной стороны, она изобилует вторичными и предсказуемыми треками, которые уже надоели в формате "Endless Forms Most Beautiful", но, с другой стороны, музыканты не забыли и о том, что народ ждёт новых впечатлений, а поэтому смогли по-настоящему удивить и восхитить. И пусть финальная версия альбома звучит как-то слишком уж разрозненно, - это определённый шаг вперёд и доказательство того, что песенка группы ещё не спета.