Найти в Дзене
PLATFORMA MEDIA

Виртуальные юристы в эпоху раннего апокалипсиса

Оглавление

«Мир никогда уже не будет прежним после этой пандемии», – несётся буквально из каждого утюга и микроволновки. «Юридическая профессия очень сильно изменится, – пишут все, как один, юридические сайты. – Мировые тренды об этом однозначно свидетельствуют!» Однако любой практикующий российский юрист за кружкой пива скажет вам, что мировые тренды – это хорошо для международных симпозиумов, но Россия – страна особая, у нас своя специфика, а у юристов – свои способы зарабатывать. Так что не надо пытаться «впаривать» российским юристам про мировые тренды. Оставьте это юридическим пиарщикам и тренерам личностного роста. Надо просто попытаться рассказать юристам, каких подлянок им ждать и как лучше зарабатывать после апокалипсиса.

Монополизация профессии на старте финиша

Традиционная юридическая профессия выросла на монополизме. Например, барристеры – из монополизма на судебное представительство, солиситоры – из монополии на сделки с недвижимостью. Но российская юриспруденция не имеет своей «монополии», а пытается в нее как-то врасти. Уже пять лет нагнетается истерия вокруг грядущей «адвокатской монополии» и принудительного закона в «адвокатские колхозы» всех вольных юристов. Какой же эффект на это оказал «коронавирусный Рагнарёк»?

Если адвокатура будет и дальше пытаться провести «всеобщую монополизацию» на своей основе, то ей будет очень нужно постараться доказать, что юридические услуги станут не просто как-то абстрактно «качественнее» (да и кто может объективно «померить» качество юридических услуг, особенно в России), а существенно дешевле. Поскольку денег у бывших и потенциальных клиентов после «карантина» будет не просто мало, а очень мало. Возможно, придётся менять доллары. 

Многие забывают о законах биологической химии: если смешать бочку мёда и ложку дерьма, то будет бочка дерьма. В текущей ситуации и с коммерческой, и с профессиональной точек зрения в качестве «бочки меда» гораздо с большей вероятностью выступают коммерческие «безлошадные» юристы, которых в «адвокатскую монополию» можно загнать только очень грозным кнутом, потому что пряников для них там просто не видно.

В любом случае попытка породить в мире «постапокалиптической» юриспруденции некий монополизм, который приведёт (ибо просто логически не может не привести) к удорожанию для населения юридических услуг, обречена на однозначное поражение, несмотря на обещание «бонзами от юриспруденции» сверхъестественного качества услуг. Подобной реформы не захотят ни рядовые юристы, ни общественность, ни Кремль, у которого, кстати, выборы на носу. 

Так что «сверхидея» «единой регулируемой юридической профессии» останется просто красивой идеей еще на N лет. Или до пришествия COVID-20.

Жёсткий «вирт» с клиентами

Legal Tech – современный божок (или идол), которому многие истово молятся, но особых чудес его пока еще никто не видел. Апологеты предсказывают его скорое и неминуемое пришествие. Но в России он пока виден только для очень увлечённых темой экспертов. Для приземлённых реалистов пока вопрос об «умных контрактах» является не столь актуальным, сколько вопрос о необходимости наличия у современной юридической фирмы офиса. 

Офис юридической фирмы в России – это всего лишь способ вышибить из клиента деньги. Чем выше потолки, больше позолоты и ближе к Кремлю, тем выше цены. Но как знают опытные (вернее, «подопытные») клиенты, отнюдь не качество.

Зачем фирме какое-то значительное количество постоянных сотрудников, если она может на очень многие проекты нанять независимых консультантов и вообще не волноваться, в какое время и в какой части земного шара они делают работу по проекту. И сэкономить на аренде, IT, кофе и длине ног секретарши.

Да, разумеется, подобный подход заставит многих отказаться от роскошных офисов, корпоративных Mercedes и долгих обедов с нужными клиентами. Но все это уйдёт и с клиентских счетов. Цель очень многих юристов – убедить клиентов, что они должны платить за юридические услуги как минимум по «доапокалиптическим» ценам, а если учитывать «особо сложные условия работы», то и больше. Но это вряд ли. У клиентов просто не будет средств. Придётся брать то, что дают. 

Гонку за клиента в условиях постапокалипсиса выиграет тот, кто станет не просто гибче и адаптивнее к насущным требованиям клиентов, а тот, кто станет принципиально дешевле и сохранит при этом возможность для развития. Да, «вымрет» еще процентов 70 «ильфов». Ну и что с того? Пусть или выживают в новых условиях, или «дохнут». 

Чем виртуальный секс отличается от виртуальной учёбы?

Правильный ответ – при виртуальной учёбе гораздо легче достигнуть полного удовлетворения. Мне lockdown британских университетов еще раз показал, что люди, ответственно подходящие к учёбе, могут совершенно спокойно учиться дистанционно, а тех, кто не относится к учёбе ответственно, учить не надо. 95% необходимых источников давно уже онлайн, специального программного обеспечения для онлайн-лекций и семинаров – просто устанешь выбирать, индивидуальная работа по Skype или Zoom – пожалуйста, а письменные работы в онлайн-режиме проверяются уже много лет. Да, отсутствует прелесть живого контакта с аудиторией, зато не надо часами ехать в метро в час пик. И нет риска подхватить какой-нибудь новый вирус.

Кстати, в той же Британии система «консервативного преподавания» существовала не только из-за каких-то «особых академических принципов», а потому что студенты со всего мира тратили в британских магазинах много денег.

Нет, Кембридж с Оксфордом останутся в виде вечного памятника развитию образования. И даже будут продолжать учить офлайн. Но множество их программ «перетечёт» в «вирт». Ибо это вопрос успеха в конкуренции за студента-юриста будущего.

Кстати, недавний ПМЮФ 9½, прошедший в онлайн-режиме, убедительно показал, что в этом случае есть возможность услышать гораздо большее количество известных спикеров, которые в режиме офлайн не всегда имеют возможность приехать. Это как-то сказалось на качестве? Да, многие коллеги в соцсетях бурчали, что «хорошо бухнуть в этом году не удалось», а питерские бары недополучили прибыль, но юридическая практика нисколько не пострадала. 

Резюме очень простое. Пока многие в изумлении оглядываются на чудеса «дивного нового мира», наиболее резвые захватывают ведущие высоты.

Например, уважаемый Санкт-Петербургский университет резко увеличил число онлайн-курсов. А уважаемая и передовая Российская школа частного права чего-то ждёт. Хотя уже пора набирать в новую онлайн-магистратуру абитуриентов. Не пропустите – потом будете очень жалеть.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»