Найти тему
Искусство в деталях

Как художнику Илье Репину запретили приходить в Третьяковскую галерею.

Это действительно очень интересная история, но справедливости ради нужно заметить, что никакого негатива в ней замешано не было. Причина по которой Илье Репину запретили появляться в Третьяковской галерее скорее забавная, чем плохая. И начать рассказ стоит из далека.

Илья Ефимович Репин - автопортрет
Илья Ефимович Репин - автопортрет

Никто не сомневается в том, что наш художник действительно великий и работы его называют шедеврами. Чего только стоят полотна "Бурлаки на волге", "Не ждали" или "Запорожцы". Но есть у Ильи Ефимовича одна сомнительная работа, которую знают абсолютно все. Произведение, в которое он вложил весь свой талант и только одну идею вынашивал три года. Речь идет о картине "Иван Грозный убивает своего сына".

"Иван грозный и сын его Иван"
"Иван грозный и сын его Иван"

Художника вдохновили события марта 1881 года - тогда комитет "Народной воли" организовал убийство Александра II. Мастера это сильно впечатлило и он посчитал это за детоубийство. Ведь действительно Император - это лицо народа, и народ сам погубил своего правителя. Вот он и решил открыть всем глаза и представил публике картину со сценой убийства сына руками его же отца. Подробнее об этом я рассказываю здесь.

Император Александр II
Император Александр II

Так как же это полотно связано с запретом являться в музей? Нет, дело не в излишней жестокости картины и оскорблении истории России. Хотя мастера упрекали этим и даже винили в оскорблении чувств верующих. Возмущение народа и власти послужило не прямой, а косвенной причиной запрета.

В отличии от публики, Павел Третьяков поверил в потенциал работы и приобрел ее внеся в свою галерею. Но вот выставить на показ он ее так и не смог, из-за возмущений ее все-таки запретили.
Портрет Павла Третьякова
Портрет Павла Третьякова

Для полноты восприятия стоит понимать какая накаленная обстановка царила в России в начале XX века. Революция была во всем, как в политике, науке, так и в искусстве. Народ устал от этих событий и в 1913 году случился акт вандализма - один старообрядец со словами "Довольно крови..." нанес на работу Репина 3 удара ножом.

Повреждения на полотне после акта вандализма 1913 г.
Повреждения на полотне после акта вандализма 1913 г.

Полотно было испорчено, но оно успело стать популярным и занять свое место в истории. Поэтому картину немедленно начали реставрировать, в эти года сам Репин еще был жив. Его тоже пригласили помочь в восстановлении собственной работы.

Как творческая личность он любил постоянно экспериментировать. И спустя 30 лет после написания работы он смотрел на нее совсем иначе. В итоге на реставрацию он явился с красками и кистями и начал полностью переписывать работу. Павлу это конечно не понравилось и Илья Ефимович был отстранен от дела, также ему было запрещено находиться в Третьяковской галерее с красками и кистями.

В итоге картину восстановили, но совсем недавно в 2018 году на нее снова напали. Мужчина из Воронежа повредил ее стойкой ограждения и нанес также три удара. Сам он объяснил акт вандализма "недостоверностью исторических фактов". Насколько мне известно ее до сих пор восстанавливают.

Повреждения на полотне после акта вандализма 2018 г.
Повреждения на полотне после акта вандализма 2018 г.
Если тебе понравилась статья не забудь подписаться на канал и написать в комментария что ты думаешь об этой истории, будет интересно почитать) Желаю хорошо провести время в Дзене!