Это действительно очень интересная история, но справедливости ради нужно заметить, что никакого негатива в ней замешано не было. Причина по которой Илье Репину запретили появляться в Третьяковской галерее скорее забавная, чем плохая. И начать рассказ стоит из далека.
Никто не сомневается в том, что наш художник действительно великий и работы его называют шедеврами. Чего только стоят полотна "Бурлаки на волге", "Не ждали" или "Запорожцы". Но есть у Ильи Ефимовича одна сомнительная работа, которую знают абсолютно все. Произведение, в которое он вложил весь свой талант и только одну идею вынашивал три года. Речь идет о картине "Иван Грозный убивает своего сына".
Художника вдохновили события марта 1881 года - тогда комитет "Народной воли" организовал убийство Александра II. Мастера это сильно впечатлило и он посчитал это за детоубийство. Ведь действительно Император - это лицо народа, и народ сам погубил своего правителя. Вот он и решил открыть всем глаза и представил публике картину со сценой убийства сына руками его же отца. Подробнее об этом я рассказываю здесь.
Так как же это полотно связано с запретом являться в музей? Нет, дело не в излишней жестокости картины и оскорблении истории России. Хотя мастера упрекали этим и даже винили в оскорблении чувств верующих. Возмущение народа и власти послужило не прямой, а косвенной причиной запрета.
В отличии от публики, Павел Третьяков поверил в потенциал работы и приобрел ее внеся в свою галерею. Но вот выставить на показ он ее так и не смог, из-за возмущений ее все-таки запретили.
Для полноты восприятия стоит понимать какая накаленная обстановка царила в России в начале XX века. Революция была во всем, как в политике, науке, так и в искусстве. Народ устал от этих событий и в 1913 году случился акт вандализма - один старообрядец со словами "Довольно крови..." нанес на работу Репина 3 удара ножом.
Полотно было испорчено, но оно успело стать популярным и занять свое место в истории. Поэтому картину немедленно начали реставрировать, в эти года сам Репин еще был жив. Его тоже пригласили помочь в восстановлении собственной работы.
Как творческая личность он любил постоянно экспериментировать. И спустя 30 лет после написания работы он смотрел на нее совсем иначе. В итоге на реставрацию он явился с красками и кистями и начал полностью переписывать работу. Павлу это конечно не понравилось и Илья Ефимович был отстранен от дела, также ему было запрещено находиться в Третьяковской галерее с красками и кистями.
В итоге картину восстановили, но совсем недавно в 2018 году на нее снова напали. Мужчина из Воронежа повредил ее стойкой ограждения и нанес также три удара. Сам он объяснил акт вандализма "недостоверностью исторических фактов". Насколько мне известно ее до сих пор восстанавливают.
Если тебе понравилась статья не забудь подписаться на канал и написать в комментария что ты думаешь об этой истории, будет интересно почитать) Желаю хорошо провести время в Дзене!