Хребты Безумия – одно из ключевых произведений Говарда Филипса Лавкрафта, в котором удивительно складно уживаются безумные фантастические идеи и новейшие (для 1930го года) научные открытия. Лавкрафт с детства был очарован Антарктидой, как одним из последних неисследованных мест на Земле, и потому пристально следил за любыми новостями, касающимися этого континента. Поэтому в том, что касается технических и географических подробностей, упоминаемых в повести, автор точен настолько, насколько это было возможно в ту эпоху. Кроме того, в 1928ом году состоялась первая экспедиция американского авиатора и полярного исследователя Ричарда Ивлин Бэрда (он первым в истории пролетел над Южным полюсом в 1929ом), и Лавкрафт смоделировал описываемую им антарктическую экспедицию Мискатонского университета именно после того, как узнал о путешествии Бэрда.
Герои Хребтов Безумия сталкиваются со сводящим с ума открытием - за горными хребтами Антарктиды, равными по величине Гималаям, раскинулся чудовищный циклопический город, явно созданный не человеческими руками, но инопланетными щупальцами! У подножия гор бурильщики находят в мерзлоте останки неких неизвестных представителей животного мира, которые, к слову, изображены Лавкрафтом не жизнеспособными по определению. Подобно истории, разворачивающейся в спорном приквеле Нечто (2011), твари оттаивают, и начинается кровопролитие и кромешный мрак… Выживших членов экспедиции не останавливает увиденная резня, и они исследуют нечеловеческие лабиринты города, делая одно за другим ещё более страшные открытия, которые ставят под угрозу существование человеческой цивилизации.
Мистическая сторона Хребтов Безумия впитала в себя не только мифологию Лавкрафта, аккуратно связав произведение во едино с рассказами Тень Над Иннсмутом, Тварь на Пороге, Шепчущий во Тьме, За Гранью Времён, Зов Ктулху и другими, но и отразила увлечённость автора талантом Эдгара По. В своей повести он отдал дань уважения единственному роману По - Повесть о Приключениях Артура Гордона Пима, заключительная часть которого привела главного героя в Антарктиду. Лавкрафт заимствует оттуда самый тревожный и мистический элемент – загадочный, непереводимый крик «текели-ли», последнее, что слышит несчастный Пим. Другой предполагаемый источник вдохновения – роман Эдгара Берроуза У Земного Ядра, из которого, вероятно, заимствована идея Старцев и их чудовищных слуг - бесформенных шогготов.
История публикации повести, как и других работ Лавкрафта, была предсказуемо непростой. Написанные в 1931ом Хребты Безумия были завёрнуты Weird Tales из-за размера. Для Лавкрафта это стало ударом, однако его литературный агент Юлий Шварц убедил редактора более молодого издания Astounding Stories Фредерика Орлина Тремейна включить повесть в журнал, разбив на три части. Лавкрафт был возмущен правками, которые сиволапая редакция внесла в его повесть, и допущенными при перепечатывании ошибками, но, по крайней мере, он получил как с куста гонорар в 315 баксов! Это был самый крупный гонорар, полученный им за всю карьеру.
Хребты Безумия мог бы стать идеальным фильмом, и действительно его взялся продюссировать сам Джеймс Кэмерон в 2010ом, выбрав режиссёром Гильермо дель Торо. Но Universal Pictures отказались финансировать фильм в угоду сомнительному Прометею Ридли Скотта. Кроме того, кинокомпания хотела присвоить Хребтам Безумия непозволительный рейтинг PG-13, а не R, как настаивал дель Торо, так что можно говорить о комплексе препятствий, которые встали на пути режиссёра. Поклонники сумрачного гения Лавкрафта покамест могут насладиться прекрасной реалистичной мангой по мотивам Хребтов Безумия за авторством Го Танабэ.
Как известно, под влияние Лавкрафта очень легко попадают музыканты, и сегодня в качестве музыкальной иллюстрации Хребтов Безумия я предлагаю терпеливому и любознательному читателю (я действительно очень благодарен всем вам восьмерым, мои дорогие анонимные подписчики) одноимённую композицию гамбургского doom rock трио Mountain Witch. Песня “At the Mountains of Madness” вошла в третий альбом немцев – Burning Village (2016). Команда позаботилась о том, чтобы привлечь слушателя гипнотическими рокóвыми аккордами, первоклассным мелодичным рефреном и старомодным proto doom антуражем, который идеально подходит винтажному ужасу Хребтов. Вот, что рассказал гитарист Mountain Witch Рене Ситте об этой песне: «Сначала мы написали музыку, и в ней чувствовалось нечто холодное и величественное. На репетициях нашему драммеру и вокалисту Рене Роггманну надо было что-то напевать, и он придумал эту строчку “deep in the mountains of madness, the outer reaches of ...”. Мы почувствовали, что эти слова звучат правильно, и он решил написать текст по мотивам повести. Текст не является дословным пересказом, так что слушайте смело, не опасаясь спойлеров. В нём есть ряд поэтических оборотов, которые соответствуют оригинальному сюжету, и строки, написанные нами, чтобы передать борьбу протагонистов истории».
Вы можете предположить, что Рене большой фанат Лавкрафта, но это не так. Вот как он изложил свою историю знакомства с его творчеством: «Это было в автобусе во время тура. Тоберт Кнопп, наш басист, предложил послушать аудио книгу Лавкрафта, и с того момента я был буквально заражён его идеями. Я слышал о нём до этого момента, но никогда не читал. Иногда я торможу». В отличие от Mountain Witch их разнузданные британские heavy (и немного doom) metal коллеги Arkham Witch относятся к Лавкрафту по-панибратски с долей фамильярности. Песню “At the Mountains of Madness” можно найти на их гениальном безумном альбоме Legions Of The Deep (2012). Вокалист Саймон выкрикивает свой текст с заразительным энтузиазмом: «Помнишь эту экспедицию, / Тогда в 32ом? / Что ж я вернулся / Из ледяного края / И чуть не тронулся умом. / Древние боги, гигантские пингвины / Циклопические города / Место человека во враждебном мире / Стало ясно мне тогда».
Arkham Witch легко жонглируют образами Лавкрафта, мастерски играя с образами Мифов Ктулху, так что нет ничего удивительного, когда Саймон начинает петь сакраментальное «Йа-йа-йа! Кутулу!» Саймон признаётся в любви глубоководному монстру из далёкого космоса: «Мы всегда использовали его образ как символ подсознания, это в общем-то соответствует тому бессознательному потребительскому обществу, к которому мы уверенно катимся. Может быть, когда звёзды займут верное положение, и старые боги проснутся, он покорит землю! Именем его назовут телевизионный канал, зубную пасту, кондитерскую фабрику и презервативы Durex! «А у тебя есть Ктулху?» – спрашивает Том Круза, глядя на тебя с экрана телевизора. Его белоснежная улыбка сверкает, а новые, только что пересаженные щупальца машут зрителям на фоне океана».
Mountain Witch
https://mountainwitch.bandcamp.com/
https://www.facebook.com/mountainwitch/?fref=ts
Arkham Witch