Найти тему

Абсолютный слух.

Оглавление

Некоторые известные музыканты - от Мэрайи Кэри до Джими Хендрикса - обладают даром, известным как абсолютный слух. Что же это? Мы тоже можем стать его обладателем?

https://pixabay.com/get/50e6d24a4253b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2c72d4974acd_1280.jpg
https://pixabay.com/get/50e6d24a4253b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2c72d4974acd_1280.jpg



Мария Кери, Элла Фицджеральд, Бинг Кросби, Моцарт, Бетховен, Джими Хендрикс и Янни. Что общего у этих музыкантов? Говорят,
у них у всех идеальный слух.

Насколько редко это встречается? Можно ли этому обучиться?

Что такое идеальный (или абсолютный) слух?

Идеальный слух (технически именуемый - абсолютный) - это способность без усилий определить высоту ноты.

Допустим, кто-то играет на пианино ре. Человек с идеальным слухом и музыкальной подготовкой, чтобы иметь возможность называть ноты их именами - сможет идентифицировать ноту как ре безо всяких сложностей. Или же он может услышать звучащую ноту и воспроизвести ее на инструменте без поиска. Если вы попросите кого-нибудь, у кого есть вокальное образование и идеальный слух, чтобы он спел ноту ре, он сможет сделать это легко.

Когда кто-то может идентифицировать ноту только тогда, когда она определяется относительно эталонной ноты, это называется относительным музыкальным слухом. А вот людям с абсолютным слухом не нужна эталонная нота, чтобы правильно обозначить слышимый тон.

Насколько редко встречается абсолютный слух?

Из каждых 10 000 человек только от 1 до 5 будут иметь идеальный слух. . Однако из каждых 10 000 музыкантов от 100 до 1100 (это 1-11%) могут обладать даром. Абсолютный слух также наблюдается у нескольких членов семьи, что говорит о том, что она, по крайней мере, частично генетическая.

Идеальный слух чаще встречается в культурах, где язык является тональным. В тональных языках одно и то же слово, произнесенное в разных тонах, имеет разные значения. (Это сравнивается с культурами, где тональность указывает на эмоции, а не на значение.)

Одно из исследований, проведенное среди студентов, изучающих музыку, показало, что 60 процентов студентов, изучающих язык мандаринского наречия с четырех или пяти лет, имеют идеальный слух по сравнению только с 14 процентами студентов, говорящих на английском языке.

Некоторые ученые утверждают, что это может означать, что можно преподавать абсолютный слух . Это особенно верно для тех, кто учится изменять и определять высоту тона с раннего возраста, например, когда они учатся говорить на своем родном языке.

Другие исследования показали, что идеальная высота тона чаще встречается среди людей с аутизмом.

Ещё одно исследование, проведенное среди детей в возрасте от 7 до 13 лет, показало, что аутисты лучше различают два тонкоразличимых тона и запоминают мелодии на несколько недель позже, чем невротипичные дети в той же возрастной группе. Эта связь особенно интригующая, потому что понимание идеального тона может помочь нам понять генетическую связь с аутизмом, а также возможные методы лечения.

Исследования фактических анатомических различий показали, что мозг людей с идеальным слухом выглядит по-другому.
"У них больше серого вещества в области мозга, которая, как мы подозреваем, отвечает за определение звуковысотности, слуховой коры головного мозга. Кора правого полушарияи префронтальная кора, также связанная с обработкой музыки, также толще, что говорит о большей активности мозга там."
https://pixabay.com/get/53e0d44a4a50ab14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d2778dd974fc05d_1280.jpg
https://pixabay.com/get/53e0d44a4a50ab14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d2778dd974fc05d_1280.jpg

Почему же тем, у кого абсолютный слух, так непросто понять его отсутствие у других?

Чтобы понять, почему это так, часто используется аналогия с цветом. Представьте себе кого-нибудь, кто может видеть все цвета и различать их, но не может сказать, что это "желтый" или "синий", если только ему сначала не был показан эталонный цвет вроде "красного". Для тех из нас, кто различает цвета, это бессмысленно! То же самое можно сказать и о тех, у кого абсолютный слух , когда они пытаются понять, почему остальные не могут распознать ноту, когда слышат ее своими ушами. По цветовой аналогии, человек с хорошим чувстом тона может посмотреть на оттенок синего на чьем-то свитере, а затем пойти в магазин красок и найти точный оттенок по памяти.

Так почему же способность различать что-то вроде цвета настолько распространена, но абсолютный слух тона настолько редок? Одна группа специалистов предположила, что, возможно, приближенная к идеальной степени способность является более распространенным - давайте назовем "примерным" распознаванием нот, в пределах половины тона.

Работа под руководством доктора Элизабет Маргулис из Университета Арканзаса предполагает, что даже люди без музыкальной подготовки могут показать признаки некоторого аспекта абсолютного слуха. Например, они могут быть в состоянии выбрать отдельные ноты, которые являются доступнее в исполнении, такие как До-мажор (белые клавиши на фортепиано) в отличии от менее простых тональнотей, например Ре-бемоль мажор (в основном черные клавиши фортепиано).
Маргулис и её команда также считают, что наша способность отслеживать абсолютную высоту тона может повлиять на то, насколько эмоционально мы чувствуем себя при прослушивании музыки. Участники исследования сообщили, что музыка была более напряженной, когда содержала ноты неверной звуковысотности.