Занятие в двух частях рассчитано на детей от полутора до трех лет. Продолжительность — 30-40 минут. Задачи сменяются каждые 3-5 минут. Занятие предназначено для развития умственных, творческих и физических способностей ребенка. Его можно проводить дома, не требует специальных приспособлений.
Если отсутствует цветной принтер, заготовки можно схематично изобразить самим.
1. Начало занятия. Танцуем вместе с ребенком.
Берем малыша за руки, встаем в центр комнаты и начинаем водить хоровод под песню Е. Железновой "Вместе с нами", выполняя озвученные движения вместе с ребенком.
2. Минутка эстетики + окружающий мир.
Показать малышу картины Ф. Шлезингера. Попросить внимательно послушать рассказ о картинах в течение 1 минуты. Спросить малыша, что он видит на них. Посчитать, сколько кроликов на картинах. Попросить его выразить свое мнение относительно них. Рассказать про кроликов, обратить внимание на то, как радостно деткам играть с ними.
Далее отметить, что животных в мире огромное количество. Некоторые ручные, домашние (кролики, кошки, козы, кони). Они могут жить в мире с людьми, есть и дикие животные, которые не предназначены для того, чтобы жить рядом с человеком (львы, слоны, медведи, лисы и т.д.). Они разные по размеру, с разными повадками и привычками.
3. Артикуляционная гимнастика
Предложить малышу угадать, кого Вы изображаете. Расположите руку чашечкой около рта и «полакайте» молоко. Конечно же, это кошка (малыш несколько раз повторяет это упражнение за вами.) Высуньте язык. Правильно, так делает собачка (ребенок показывает собачку.) Вытяните губы вперед и произнесите «у-у-у». Это воет волк (малыш изображает волка.) Прищелкивая языком, поцокайте. Верно, это лошадка (ребенок цокает вслед за Вами).
4. Творчество.
"Иногда животные меняют свой облик в зависимости от времени года. К примеру, летом шерстка зайчиков коричневая или бурая, а вот зимой шерсть становится белой. А зачем? Сейчас узнаем. Когда наступит зима, вокруг станет белым-бело. Вот у нас заснеженная полянка (показать белый лист)". Дать ребенку 3 зайчика бурого цвета. Попросить его приклеить на белый лист. Потом дать белых зайчиков и приклеить на этот же лист. «Скажи, каких зайчиков найдет лиса, а каких нет. Почему?» (белых не видно на белом снегу.)
5. Творчество + логика.
Раздать малышу картинку. Напомнить ему, что совсем недавно кончилась зима, когда везде лежал снег и все было белым-бело. Предложить малышу найти домик каждого животного. «Зайка живет под кустом, белочка – в дупле, медведь – в берлоге, ежик спит в норке под пнем». Малыш приклеивает животных.
6. Дидактическая игра «Подари игрушку».
На стол рассадить игрушки: к примеру, кошка, собака, волк, медведь, сова, а рядом в коробку с низкими бортами кладутся мячик, матрешка, пирамидка, машинка и кубик (или что-то подобное). Подозвать с ковра малыша и попросить взять, например, мячик и подарить его зайцу. Желательно, чтобы ребенок сказал: «Это тебе, зайчик! Держи мячик».
Теперь малышу надо размяться! Лучше, чтобы для этого была другая комната, не та, в которой проходила творческая часть занятия (к примеру, зал, если до этого вы были в детской).
7. Музыкальная игра «Танец зверей».
Звучит любимая музыка Вашего ребенка. Малыш свободно танцует. Музыка смолкает, он замирает в позе, которую Вы ему показываете. Например, присесть на корточки, руки на полу. Ребенок повторяет за Вами. "Кто же мы? Лягушки. Давай попрыгаем, как лягушки". Затем снова звучит музыка. Музыка смолкает, с малышом принять новую позу, например, зайца (кисти прижаты к груди). Надо попрыгать, как заяц. Так можно изобразить неуклюжую ходьбу медведя, нюхающую воздух собачку, плавную походку лисы и т.д.
8. Догонялка «Лиса и заяц».
Вы становитесь лисой, а малыш – зайцем. Лисе надо поймать зайчика. После того, как заяца поймали, он становится лисой.
Возвращаемся в "рабочую" комнату.
Продолжение во 2 части.
Больше тематических занятий, связанных с природой, смотрите здесь: