Найти в Дзене
Снится мне деревня

Деревня пенсионеров

Та, деревня, что я знала, умерла. Та, где рождались дети, игрались свадьбы и сплетничали кумушки.

Когда мне раньше говорили, что русская деревня умирает, я всегда спорила. Не из вредности или глупости, а из того, что видела собственными глазами: красивые, добротные деревни под Тюменью.

Понятно, что в непосредственной близости от города, коттеджи, а то и дворцы - не показатель. Это уже совсем не деревни, а агломерации богатеньких.

Дом в деревне Патрушева близ Тюмени
Дом в деревне Патрушева близ Тюмени

Но и те населенные пункты, что подальше, которые уже неинтересны богачам, не шокировали мой взгляд домами-развалюхами и повальной нищетой. Всё честь по чести за редким исключением.

Конечно, думала я, в депрессивных областях нашей большой и разномастной страны, в Тьмутаракани, в глухой тайге, возможно. Но, в принципе, с деревней всё стало более-менее в порядке. И даже пресловутая "продовольственная проблема" о которой я слышу с детства, изжила себя. Вон, зерно экспортируем вовсю. Птицефермы, свинофермы, рыбные хозяйства, теплицы. Сыры фермеры делают, колбасы... Нормуль, в общем. Реклама зазывает: "Покупай у местных производителей!"

Теперь же, когда я стала обладательницей своего дома в деревне, я поняла. Да, деревня в некотором роде умирает. Она стала совсем не такой, как в моем детстве. Она превратилась в подобие дома престарелых).

В советские годы в деревне обязательно был колхоз или совхоз. Моя бабушка жила в такой деревне. Совхоз занимался выращиванием семенного зерна, скотоводством (коровы и свиньи), бахчеводством. Была совхозная пасека, гнали мед.

Соответственно, были дополнительные службы. МТС, контора, детский сад, школа, фельдшерский пункт, пекарня, магазин, библиотека, столовая, клуб.

Работы хватало всем, кто жил в деревне. Мужчины, как правило, были комбайнерами, трактористами, водителями. Женщины работали на току, на фермах и так далее. Была своя элита - директор совхоза, экономист, главный инженер, бухгалтерия, конторские, зав. маг, зав. столовой. Была своя интеллигенция - руководитель клуба, учителя, фельдшер.

Конечно, в город тоже уезжали. За более легкой жизнью. Но большинство оставалось.

Это был маленький и почти автономный мир.

А что сейчас?

В крупных поселениях еще есть инфраструктура и люди, ее обслуживающие. Администрация, службы, учителя и т.п. Но непосредственно крестьян нет. Хорошо, если рядом есть сельхозпредприятие. Птицеферма, например. Тогда работой более-менее жители обеспечены. Все остальные, как правило, ездят на работу в город. Или нанимаются к фермерам, ежели таковые наличествуют.

А вот такая деревня как у меня...

Она достаточно крупная, по периметру обойти - часа полтора надо. Каков сейчас численный и качественный состав населения - не нашла нигде. В открытом доступе есть только данные 2010-2011 годов, там был просто мизер - 40-67 человек. Сейчас, конечно, значительно больше.

Домики вдоль берега реки в моей деревне
Домики вдоль берега реки в моей деревне

Новые, хорошие, большие дома. Они составляют примерно 50% построек. Плюс стандартные крестьянские - процентов 30%. Остальное приходится на долю брошенных развалюшек.

Симпатичные домики соседей. Вид из моего огорода.
Симпатичные домики соседей. Вид из моего огорода.

Но... одни пенсионеры. Молодых нет. Я, по крайней мере, не видела. Они, конечно, приезжают. К родителям погостить. На шашлыки, в баньку, детишек подбросить летом...

А жить - не живут.

Либо дома, использующиеся в качестве загородного жилья, по сути - благоустроенные дачи. Где вообще, большую часть времени не живет никто. Как у меня, например.

Деревенский дом. Продается. Я знаю, я его смотрела, когда искала себе вариант.
Деревенский дом. Продается. Я знаю, я его смотрела, когда искала себе вариант.

И даже постоянные жители не держат коров. Да и свиней с козами и овцами тоже. Реденько у кого курочки. Есть, правда, где-то неподалеку фермер. У него молоко покупают. Правда, я не разузнала еще - где конкретно он находится, где его поля и усадьба.

Деревня заслуженных пенсионеров).

Так что, не смотря на парадную обертку, в определенном смысле, деревня-таки умерла. Та, что я знала. Та, что жила, где рождались дети, игрались свадьбы и сплетничали кумушки. Где пастух вечером гнал стадо коров с пастбища и Буренки, мыча, расходились по своим домам.

В моей деревне только собаки лают и кукарекают по утрам петухи). Вот и всё.)

А жаль.