"Древний человек в Городе" — особенный роман Александра Моисеевича. Это его третий и последний, который отличается не только от первых двух, но и в целом от любой другой философской прозы нереальной, местами футуристичной и захватывающей фабулой. Итак, к мыслям о романе.
В нашей жизни ничего не происходит, с нами ничего не происходит, потому что мы ничего не делаем. Все лишь случается, в независимости от нашего волеизъявления и желания. Можем ли мы на самом деле что-то "делать" или "не делать"? Этим вопросом я задался, прочитав первые страницы романа А. Пятигорского "Древний человек в городе".
Наблюдатель
Главный герой философской прозы живет согласно простому принципу: "А что, если меня, а может быть и вот этого парня, в этой ситуации нет?" Или можно повесить на нас другие обязанности, дать играть другие роли. Что тогда вокруг изменится?". Изменится все, если наблюдать.
Наблюдают только избранные, а избранными могут быть лишь те, кто отреклись от себя и всего, во что они верили. Чтобы действительно увидеть, что творится вокруг, Человек должен абстрагироваться и стать чужим реальной ситуации, перестать "делать и начать "наблюдать". И это единственный способ сохранить смысл. Всего.
“Нормальный человек — тот, кто, живя в своем мире, понимает, что их, миров, бесчисленное множество, легко, однако, сводимое к двум — его миру и всем прочим. Он знает, что любое его или чье-либо действие, слово или соображение, сколь бы очевидным оно ни казалось, всегда будет иметь по крайней мере два смысла. Иначе говоря, нормальный человек ЗНАЕТ ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, своего в первую очередь, двусмысленность, не сводимую ни к чему одному и единственному”. (А. Пятигорский)
Пятигорский вынуждает читателя забыть о времени. Лично я так и не смог ответить себе на вопрос, когда происходит действие романа, сколько конкретно оно длится? Более того, порой тяжело оценить длительность даже одной сцены.
О времени (нет)
Конечно, время для "древнего человека" существует. Но так как он наблюдает, его чуть больше, чем у всех. Наблюдатель живет мыслями разных людей, мыслями неоднородного, а общего сознания, а историй жизни в нем - бесконечное количество. В каком-то смысле такой процесс "мышления" и "наблюдения" перестает существовать в контексте времени (опять же на примере романа, так как в нем действие привязано к месту - Городу), а значит - и в контексте истории.
История — ничья, Сашенька. Это ты — ее, а не она — твоя. (А. Пятигорский)
Я задумался над этой мыслью. Как возможно мыслить не-исторически (аисторически), если любое событие в жизни происходит в конкретной ситуации и в конкретное время! Более того, они обязательно имеют исторический контекст! Скажем, сегодня все события имеют общий фон - COVID-2019. Вирус уже стал своего рода исторической конструкцией, такой же как когда-то марксизм-ленинизм. И если мы рассмотрим события современности без этой конструкции, они превратятся в факты, не так-ли? Все эти прямые эфиры, онлайн-образование и т.д. Без коронавируса они - ничего, а событиями становятся только для конкретных участников. И только COVID все меняет.
COVID-2019 просто случился
Кстати, еще пару слов о коронавирусе. Помните заголовок? Ничего не происходит, все вокруг - случается. Коронавирус тоже со всеми нами случился. Отсутствие масок и их подорожание - случилось. Истинные наблюдатели, а не "действователи" о себе позаботились, потому что успели "пожить" исторической конструкцией вне времени и пространства. Проще говоря, они действительно наблюдали за Китаем и остальным миром, а не смотрели видосики в Instagram и чесали языками по углам.