Наверное, многие ценители бокса смогут припомнить пару серых пятен в карьере «Величайшего», которые меркнут под блеском его харизмы и блистательных выступлений. И у меня нет цели как-то осквернить головокружительную карьеру Мохаммеда Али. Человека, который известен далеко не только как боксёр, который в свою очередь славил бокс, не только как вид спорта. Он настолько был органичен в этой суровой бойцовской среде тех лет, что бокс и не виднелся в его жизни как способ заработка или достижения славы. Казалось, это единственное чем мог заниматься такой человек, в хорошем смысле. Это его философия, жизненная и гражданская позиция, его образ мышления.
Но по законам физики, или в виду ещё каких-то незримых нам устройств мироздания, случается так, что на фоне яркого меркнет и светлое. В другом месте и в другое время, всё для героя этой статьи могло сложиться иначе. А вот повезло ему в том, что он был современником Али во время своей профессиональной карьеры, или нет-судите сами.
«Я выступал в андеркарде боя Али против Боба Фостера, проведя бой против Генри Кларка. После боев Али бывал в баре, в гостиной зоне и с кучей дам. Я пришёл и как бы украл часть внимания присутствовавших, которое причиталось ему. Он вскочил со стула и сказал, что хочет драться со мной, начал кричать, что надерёт мне задницу. Это стало началом конца для Али.»
Так вспоминает начало этой вражды силач из Джексонвилла Кен Нортон, или как его ещё называли за выдающиеся физические возможности-«Чёрный Геркулес».
Знакомство боксом
Ещё в средней школе, Нортон показывал выдающиеся результаты в американском футболе и лёгкой атлетике, удостоившись в 17 лет стать капитаном команды штата по футболу. В лёгкой Атлетике спортсмен занял первые места в 7-ми видах состязаний из 8-ми, после чего, в образовательных учреждениях штата Иллинойс было введено «правило Кена Нортона», согласно которому, один атлет мог принять участие максимум в четырёх состязаниях.
Притязания на карьеру профессионального футболиста прервали травмы плеча, после которых Нортон покинул учебное заведение и в 1963-м году поступил на военную службу в ряды морских пехотинцев, где и познакомился с боксом. За время четырёхлетней службы он достиг впечатляющего рекорда в рядах вооружённых сил: 24-2, 19 КО, был признан лучшим боксёром среди морпехов и завоевал три титула.
Ставший позже достаточно знаменитым, рефери Ричард Стил так вспоминает спарринги с Кеном Нортоном:
«В ринге с Нортоном я старался много двигаться. Его удар был тяжелым, хотя парень об этом даже не подозревал. Кроме того, он быстро прогрессировал, поэтому я просто старался держаться от него подальше».
Пройдя отборочные испытания для участия в Панамариканских играх 1976-го, защиту Кена Нортона скрещенными руками назовут «недостаточно интернациональной», выбрав на соревнования другого боксёра, и по завершении службы перспективный тяжеловес делает окончательный выбор в пользу профессионального бокса.
Первый бой против Али
К бою против Али Нортон подошёл с рекордом в 30-1. Единственное поражение, которое он потерпел к тому моменту, был нокаут в матче против Хосе Луиса Гарсия. Эдди Фатч, его тренер, вырезал из газеты тот самый момент падения своего подопечного, прилепил на шкафчик в раздевалке и после некоторых едких высказываний лишь подытожил: «Теперь ты будешь меня слушать?» Вслед за этой неудачей, боксёру подарили книгу Наполеона Хилла, которая серьёзным образом отразилась на его психологии в дальнейшем:
«Я верю в философию Наполеона Хилла. Она гласит о том, что человек может достигнуть всего, что сможет себе представить и во что способен поверить. Я готовлюсь к своим боям не только физически, но и психологически. Пересматриваю записи боев, в которых я был хорош.» — Кен Нортон
31-го марта 1973-го года, малоизвестный относительно своего визави Кен Нортон выходит на ринг, для того, чтобы провести самый важный бой в своей карьере. 9-й номер рейтинга Нортон, был андердогом у букмекеров 7 к 1, и практически все, вопрос о победителе этого боя считали делом решённым, но только ни сам Нортон.
Вкрадчивый в своих подготовительных действиях, на протяжении всего боя он демонстрировал высочайшую степень концентрации. Не смущали его ни собственные промахи, ни показательно-небрежный стиль Мохаммеда Али. Шаг за шагом, раунд за раундом, Кен Нортон в ту ночь шёл к своей цели, продемонстрировав феноменальную физическую подготовку и волю, он абсолютно не терялся на фоне "Величайшего". По итогам 12-ти раундов, двое судей из трёх отдают победу Кену Нортону.
Вспоминая тот бой, особенно подмечают факт, что Кен Нортон тогда сломал челюсть Али. Появилась информация, что удар пришёлся в то место, где у Али отсутствовал зуб, и сам "Величайший", конечно же, упоминал случившееся, как обстоятельство, которое помогло его сопернику победить.
Как утверждается, Анджело Данди, тренер Мохаммеда Али, уговаривал его в перерыве между 2-м и 3-м раундами отказаться от продолжения боя. А вот слова врача Али, относительно полученной боксёром травмы:
«Я не могу понять, как он боксировал одиннадцать раундов. Это был крайне неприятный перелом-от кости осталось несколько осколков, а их края пробили щёку.»
Однако, у Кена на этот счёт было своё мнение. Так, отвечая журналисту на вопрос о предположительном промежутке времени травмы, Нортон заявил:«Я думаю это был раунд 12. Если бы это произошло раньше, и он получал бы такие же сильные удары, боль сковала его, и он бы вышел из боя.»
Бой второй
Как бы там ни было, боксёрский мир был потрясён, хоть и принял во внимание серьёзную травму Али. И как нетрудно догадаться, все замерли в ожидании реванша. И через Полгода он состоялся. История бокса богата на примеры, когда сотворивший громкий апсет человек, во второй встрече с именитым соперником доказывает, что это была лишь своего рода случайность. Чего явно не скажешь про этот случай. Кен Нортон не стал в себя верить меньше, из-за истории со сломанной челюстью, но и не «поймал звезду». Будучи как и всегда здорово готовым физически, он был готов и психологически ко второму сражению против Мохаммеда Али.
Во второй их встрече, Али чуть больше двигался, был особенно успешен в серийных комбинациях, в то время как Нортон сполна отдавал долги в бою на средней дистанции и у канатов, обрушивая бомбы в корпус, Кен переводил огонь на голову и обратно. В 6-м раунде Али плотно достал Нортона, но уже в 7-м «чёрный Геркулес» вернул ему и этот должок. Али назовёт Нортона после этого боя лучшим боксёром, с которым он когда-либо дрался, а судьи распределят свои голоса с точностью до наоборот: 2-1 в пользу Али. Снова раздельное решение.
Трилогия противостояния
В третий раз эти двое встретились 28-го сентября 1976-го года, в Нью-Йорке, на стадионе «Янки». Али не проигрывал с момента их первой встречи, у Нортона же было поражения от рук легендарного Джорджа Формана, которое он закрыл серией из 7-ми побед.
В отличии от двух предыдущих боёв, третий носил статус титульного и предполагал 15 раундов, по регламенту тех лет. Наверное, можно сказать что общая картина боя повторялась, за исключением того, что Али чуть больше позволял себе бравировать и больше пропускал…После судейского вердикта, решением которого Али победил единогласным решением судей, Нортон не смог сдержать слёз...
Али уверял, что сделал достаточно для победы в схватке, однако уже месяц спустя, в интервью Марку Кронину, он произнесёт такие слова:
«Стиль Кенни слишком сложен для меня. Я не могу его победить и уверен, что больше не хочу с ним драться. В третьем бою он избил меня. Но судьи отдали победу мне, и я благодарен им за это».
Многие спишут невзрачное выступление Мохаммеда Али на потерю былых кондиций, в 3-м бою, по утверждению зрителей, форма его была уже не та что раньше, даже чисто внешне. Своё же собственное выступление Нортон прокомментирует как лучшее в их трилогии, в то время как Али был наиболее хорош во втором их противостоянии, по словам того же Нортона.
После этого боя, Кен Нортон тоже сдаст, с точки зрения кондиций, перестанет столь ревностно, как раньше соблюдать диету и здоровый образ жизни, его спартанские тренировки тоже потеряют былое усердие и постоянство.
И ещё одна схватка
По окончанию боксёрской карьеры, Кен работал комментатором и снимался в кино. В его жизни случилось потрясение в 1986-м году, он попал в автокатастрофу, результатом чего явились множественные травмы, в том числе перелом ноги, челюсти и повреждение черепа. Врачи предрекали ему остаток дней в инвалидном кресле, но несгибаемый Кен проявил колоссальную волю и в этой схватке тоже.
Оглядываясь назад, боксёр говорит, что если бы не бокс, то стал бы учителем или полицейским. В результате трёх браков, у Кена родилось четверо детей. Один из его сыновей показывал серьёзные результаты в футболе, а второй служил в морской пехоте, как и их отец. Однажды, Нортон получит статус «Отец года» по мнению сразу двух авторитетных изданий, этот титул он назовёт лучшим, из тех, что у него когда либо были.
18-го сентября 2013-го года, Кен Нортон ушёл из жизни. Вердикт врачей: сердечная недостаточность.
P.S.
В этой статье я не преследовал цели как-то принизить заслуг Мохаммеда Али. И если взять на себя право судить, может быть и к лучшему, что всё сложилось именно так. Ведь Али, это не просто боксёр, это олицетворение борьбы и духа, борьбы прежде всего за равенство и гражданские права. Это символ воли и свободы, это культовые, экранизированные истории противостояния в ринге и за его пределами.
Но дело в том, что карьера и биография Кена Нортона, оставшегося в тени "Величайшего", сама по себе тоже очень интересна, и наверняка заслужила бы большего внимания в любое другое время. Просто…Мне кажется, чуть большей славы и уважения достоин человек, которого Али не победил…