Одесса. Россия, 2019. Режиссер Валерий Тодоровский. Сценарист Максим Белозор. Актеры: Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Сергей Сосновский, Вероника Устимова, Сергей Муравьёв, Владимир Кошевой, Степан Середа, Диана Манукян, Никита Табунщик, Станислав Эвентов, Алёна Баркова и др.
Мелодрама Валерия Тодоровского «Одесса» уже во время первого публичного показа на «Кинотавре» в июне 2019 года вызвала споры – и у зрителей, и у кинокритиков.
К примеру, кинокритик Антон Долин доброжелательно писал, что «Одесса» не преследует цели увлечь сюжетом. Она берет свое атмосферой, духом места, разом подлинного и воображаемого. Необычный город для очередного (и не сосчитать какого в новейшей истории отечественного кино) влюбленного погружения в советское прошлое. Воплощая в миниатюре все ограничения и условности, весь блеск и нищету рухнувшей империи, Одесса, как Венецианская республика, своим свободолюбием и юмором высмеивает и отрицает сам имперский проект. Как и холера, заражая воздух чувством вездесущей смертельной опасности, она обостряет желание жить и любить, совершать неосмотрительные и отважные поступки, перечеркивать привычные с детства правила и надеяться на то, что совсем скоро вековой уклад пошатнется и простым человеческим усилием удастся что-то изменить навсегда» (Долин, 2019). Долин А. «Одесса» Валерия Тодоровского: фильм открытия «Кинотавра» о советской жизни, холере и любви // Medusa. 10.06.2019. https://meduza.io/feature/2019/06/10/odessa-valeriya-todorovskogo-istoriya-dlya-poklonnikov-ottepeli?fbclid=IwAR2fNXr6ahSrMxjKwAAodYaq021PMv0AsPP4WJF80mkAMcUt6qaQ6cnJvj4
Кинокритик Сергей Кудрявцев был более строг к фильму: «Пожалуй, Тодоровский … толком так и не смог определиться, о чём именно и в каком жанре поведать в картине о холерной Одессе. Поскольку заявлено сразу несколько тем, и действие мечется от одного к другому, а из-за этих ритмических сбоев производит впечатление чего-то намеренно затянутого. Это заставило кое-кого из тех, кто весьма положительно отнёсся к ленте (не говоря о некоторых критиках), предположить, что рассказываемая история больше пригодилась бы в сериале наподобие «Оттепели» (Кудрявцев, 2019). Кудрявцев С. Валера во время холеры // Ivi.ru. 5.09.2019. https://www.ivi.ru/watch/222655/reviews/54063
С Сергеем Кудрявцевым в принципе согласен и кинокритик Денис Корсаков, считая, что «Одессу», проект мечты Тодоровского, трудно назвать его триумфом. Она изначально задумывалась как полнометражный фильм – но, наверное, гораздо лучше смотрелась бы в виде сериала (который по стилистике очень напоминает): кажется, что большинству героев просто не хватает места, чтобы развернуться. Если уж рассказывать об этих людях – то подробнее, не в двухчасовом, а в восьмичасовом фильме, делая характеры и обстоятельства интереснее, ярче и сложнее. К тому же фильм ломается пополам, когда Тодоровский вдруг прекращает рассказывать семейную историю и заводит песню о драматической влюбленности взрослого героя в девочку-подростка. И еще: многие мои коллеги здесь, на «Кинотавре» заметили, что в фильме, который называется «Одесса», совсем нет ощущения Одессы» (Корсаков, 2019). Корсаков Д. «Одесса» Валерия Тодоровского: мелодрама во время холеры // Комсомольская правда. 10.06.2019. https://www.rostov.kp.ru/daily/26988/4048128/
Итак, это были мнения кинокритиков.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020