Николай Цискаридзе: Лена Андриенко мой самый давний в Москве друг. Мы вместе переводились в 1986 году в московское училище: ее приняли, а меня нет.
Просматривали всех по возрасту, мы самые взрослые – ей 14 лет, мне 12. Открылась дверь, и вошла девочка очень стройная, в красивом сером платье с белым кружевным воротником и с огромным сзади бантом (она все грозится подарить мне то платье).
Когда меня приняли на следующий год, первым делом я разыскал ее, она была подающей надежды.
Образ Лены Андриенко – входит в зал красивая девушка, ухоженная, в розовом купальнике, в розовой юбочке, с розовыми шерстянками, с красивыми золотыми часами, с драгоценностями, которые идут этим часам и этому наряду, с красивой сумочкой, открывает элегантно сумочку, достает туфельки и из этой ма-а-ленькой сумочки достает огроменный молоток, садится и тх! тх! тх!
Эфемерный образ в сочетание с молотком, то есть силой воли, несгибаемым характером, неунывающим настроением, – это Лена. Она настолько честный и порядочный человек, что ее никто не имеет право обидеть.
Я знаю, она тот человек, которому я могу позвонить среди ночи и сказать, что я очень хочу есть, Лена стопроцентно приедет.
Елена Андриенко: Талантливый и высокообразованный, невероятно музыкальный и трудолюбивый, остроумный и неудержимый, – все это о Николае Цискаридзе!
Но сегодня не могу не вспомнить того хрупкого мальчика Колю с потрясающими балетными данными, которого я встретила, поступая в Московское академическое хореографическое училище, с его огромным желанием танцевать и добиться успехов в нашей нелегкой профессии.
Сегодня хочется порадоваться за него и сказать:
«Молодец! Ты сумел все преодолеть, не растратил, а, приумножил данное тебе от Бога, приобрел высокое мастерство, любовь и восхищение зрителей. Я благодарна тебе за все подготовленные вместе партии, спасибо за партнерство, и еще за то, что ты остался хорошим другом и всегда приходил на помощь в трудные моменты жизни».
Коля, желаю тебе здоровья, счастья, больших творческих успехов и достижений. И как это ни трудно, всегда высоко держать тот уровень, на который ты поднялся в нашем любимом искусстве балета.
Николай Цискаридзе: О Маше Аллаш я сказал Петру Пестову: «Надо бы ее партнершей своей сделать». Мы приготовили тут же па де де Обера.
Много с ней связано жизненных, веселых ситуаций. Легкая в общении, пунктуальная – если заявлена в афише, все будет в порядке, без изменений.
На гастроли в Лондон не ездила ее педагог Татьяна Голикова, мы без нее репетировали «Баядерку». И все, что я просил, Маша на спектакле выполнила.
Она относится к тому типу людей, которые за неделю начинают готовиться даже к небольшой роли. Маша не выйдет на сцену с кондачка – может! опыт колоссальный! – но она тот человек, который скрупулезно все проработает.
Это важно, что она никогда не отказывается, с нее не «упадет корона». Достаточно ее попросить и Маша это сделает.
Мне импонирует, что у нее не бывает импровизаций на сцене, она – надежная партнерша.
Мария Аллаш: С Колей мы много и давно танцуем «Раймонду», «Баядерку», а первой совместной работой была «Легенда о любви».
Творческий человек, на репетициях он все время ищет новое и увлекает за собой. Когда-то, разучивая с ним па де де на музыку Обера, я просмотрела множество кассет с записями этого номера из обширной Колиной коллекции.
Мы подробно обсуждали каждый вариант. А затем некоторые из своих партий я переосмыслила под влиянием Коли и наших репетиций.
Он яркая личность, настоящий премьер, думающий тонкий артист. Каждая из его партий неповторима, интересна. Его исключительность в том, что он – Николай Цискаридзе, рожденный для балета и преданный Большому театру талантливый человек. А это особый дар!
Восхищает его душевная щедрость, стремление помочь. В наше время такое не часто встретишь в людях.
Хочу пожелать Коле долголетия, реализации всего задуманного, постоянного зрительского внимания. А на педагогическом поприще – заинтересованных, благодарных учеников, желающих перенять
его огромный опыт».
2008 год