Найти тему
Направления

Первомай на Алапаевской узкоколейке

Поездку на Алапаевкую узкоколейку (АУЖД) я планировал ещё с лета 2018 года. Перебирал варианты где остановиться в Екатеринбурге и что там посмотреть (про это будет отдельная статья) и как добраться до Алапаевска. Но основные опасения были дальше - как проехаться до Калача так, чтобы это было дневное время. Пассажирский поезд уходит аж в 7 часов вечера и предлагает осматривать станции и посёлки в темноте уже после Ельничной. Естественно, что мне это было не интересно. В поисках человека, который может провести экскурсию на пионерке, я прочитал все статьи по АУЖД, которые только нашёл, все форумы и даже написал знаменитому исследователю железных дорог Сергею Болашенко. Но никто толком ничего сказать не мог.

Поэтому с товарищами, которые тоже согласились ехать, было решено взять с собой палатки, спальники и, доехав до Санкино, пересесть на поезд на Калач, там заночевать, а потом у местных попросить отвезти нас в Санкино. Уже во время поездки мне стало понятно, что это идея не жизнеспособная (на Урале холодно ещё в это время).

Но чем ближе была дата выезда, тем меньше людей оставалось, а за неделю отказался ехать последний из ранее желавших. Но я был настроен решительно, и поэтому 30 апреля с утра дал старт одиночной экспедиции, сев на утреннюю ласточку Тверь - Москва. А уже в 13:15 я сидел в плацкарте поезда Москва - Чита и смотрел в окно на удаляющуюся столицу.

в поезде Москва - Чита
в поезде Москва - Чита

В поезде, кстати, произошло одно из самых значимых событий - мне удалось найти человека, у которого была пионерка, и кто был готов провести мне экскурсию. Удача была на моей стороне. Договорились, что третьего мая выезжаем из Верхней Синячихи до Калача.

На вторые сутки, поменялась погода - на подъезде к Первоуральску (а это уже не так и далеко то Екатеринбурга) выпал снег.

на пути в Екатеринбург
на пути в Екатеринбург

Было беспокойство, что поездка по АУЖД отложится, но всё прошло как нельзя лучше - по приезду в Екатеринбурге снега уже практически не было, а на следующий день, 2 мая, светило солнце и воздух прогрелся до +18 (сразу анонс - статья про Екатеринбургский трамвай и сам город будет отдельно).

Привет, Екатеринбург!
Привет, Екатеринбург!

Но Урал бы не был Уралом, если бы погода не поменялась. Утром было уже пасмурно, моросил мелкий дождь и +7. я вызвал такси и поехал на Северный автовокзал (Кстати, если у вас будет больше времени, то советую поездом - это дешевле в два раза).

жду автобус на Алапаевск
жду автобус на Алапаевск

Из Алапаевска меня ждала поезда ещё на одном автобусе до Верхней Синячихи. По советам местных вышел практически у нужного места, и вот она - станция "Угольная".

-5

Сложно передать словами, что ты чувствуешь, когда наконец-то добрался до цели. Пока я шёл к дому, где жил владелец пионерки, я отфотографировал всё путевое хозяйство станции, осмотрел сцепы для вывоза леса и пару пионерок, припаркованных прямо у станции.

вид с переезда на станцию "Угольная"
вид с переезда на станцию "Угольная"

Кстати, хоть я и оделся довольно таки тепло, но совершил две ошибки - не взял с собой шапку и резиновые сапоги. Спасибо Лёхе, что перед поездкой снабдил этими необходимыми вещами. В принципе чтобы ехать на алапаевскую узкоколейку туристом, нужно быть предусмотрительным и брать с собой всё необходимое. Думаю, что позже выложу статью о том, что может пригодиться в путешествии на АУЖД. Ну а пока мы полностью собрались, заправили пионерку и выкатили её из гаража. Вы только посмотрите на эту красавицу.

пионерка
пионерка

Всё предусмотрено - от фар до ящика, куда можно сложить вещи. Правда мой рюкзак оказался настолько крупным, что пришлось прочно привязать его сзади.

Ставим нашу "ласточку" на пути. Кстати, мы поехали втроём - с нами также была жена Лёхи.

подготовка к выезду.
подготовка к выезду.

И вот наконец-то мы тронулись в сторону отдалённых лесных посёлков.

первые метры по АУЖД
первые метры по АУЖД

Вдоль путей лежат старые шпалы. По словам Алексея, шпалы тут начали исправно менять не очень давно - до этого было много гнилых, из-за чего поезда, а иногда и пионерки, сходили с путей.

стальная нить в лесу
стальная нить в лесу

Вот и первый встречный - литерный поезд "Строкинка - Угольная". Пришлось бодро скидывать пионерку, чтобы дать ему проехать.

ТУ-4 с пассажирским вагоном следует на перегоне Угольная - Строкинка
ТУ-4 с пассажирским вагоном следует на перегоне Угольная - Строкинка

Через полчаса доехали до первой на пути станции - Ельничная. Сюда ещё можно доехать на автомобиле, дальше же узкоколейка становится настоящей дорогой жизни.

вид на станцию Ельничная
вид на станцию Ельничная
пионерки местныхвокз
пионерки местныхвокз

памятник погибшим в боях за родину работникам АУЖД
памятник погибшим в боях за родину работникам АУЖД

А это пульт управления автоматизированными стрелками. Раньше всё это работало.

здание станции Ельничная внутри
здание станции Ельничная внутри

А это здание депо Ельничная. Оно, кстати работает - здесь проходят ремонт тепловозы и грузовые вагоны.

депо Ельничная
депо Ельничная

А вот кто прячется внутри депо - тепловоз ТУ-7А.

ТУ6-А в депо Ельничная
ТУ6-А в депо Ельничная

Наша пионерка и вид на пруд.

-18

После изучения станции было решено сделать небольшой привал и пообедать.

пикник)
пикник)

Едем дальше. Следующий деревня на пути - Строкинка. Станция здесь давно не действует, да и сам посёлок практически вымер - живут здесь от силы человек двадцать. На фото - заброшенная части Строкинки после обрушения моста через реку Строка.

деревня Строкинка
деревня Строкинка

Первая встреча с местным транспортом - пионеркой. Мужик оказался знакомым Лёхи и минут пятнадцать ушло на разговоры. Узнав что я из Твери, местный житель был очень удивлён.

между Строкинкой и Муратково
между Строкинкой и Муратково
перегон Октябрь - Муратково
перегон Октябрь - Муратково

А вот и следующая станция, расположенная на сотом километре - Муратково.

вид на деревню Муратково
вид на деревню Муратково
вокзал Муратково
вокзал Муратково

Здесь случилось второе знаковое событие этой поездки - знакомство с местными. У Лёхи здесь жили родственники жены, поэтому нас очень радушно приняли, накрыли на стол, ну а мы направились в сторону местного магазина за выпивкой себе и сладеньким для женщин:)

местный магазин
местный магазин

После Муратково дальше мы ехали тоже втроём, но с одной рокировкой - жена Алексея осталась ждать в Муратково, а к нам присоединился Саня - один из местных жителей.

Судя по сложенному лесу, который попадается то тут, то там, можно сказать. что дорога оживает. До этого несколько лет ничего не возили.

перегон Муратково - Санкино
перегон Муратково - Санкино

Депо на станции Санкино. Довольно крупное здание, рядом множество вагонов. включая хопперы и цистерны.

депо Санкино
депо Санкино

Вагон с бытовкой и деревом для моста через реку Тура на станции Санкино.

вагон для вывозки леса с бытовкой
вагон для вывозки леса с бытовкой
агрегат для поднятие рельс.
агрегат для поднятие рельс.
у кого-то из местных есть собственный поезд
у кого-то из местных есть собственный поезд

Недалеко от Санкино мне удалось сделань несколько кадров для истории - это фотографии ремонта моста через реку Тура. Теперь он полностью новый.

ремонт моста
ремонт моста
новый мост через реку Тура
новый мост через реку Тура

Приятно видеть, что на узкоколейке проходят такие крупные ремонты - значит есть вероятность развития. А мы едем дальше.

перегон Санкино - Калач
перегон Санкино - Калач

А это второй мост по направлению на Калач, через реку Санкина. вот он точно требует ремонта - много подгнивших шпал, в некоторых местах можно провалиться. Но поезда по нему ещё ездят.

мост через реку Санкина
мост через реку Санкина

Здесь же мы сломались - подвёл карбюратор. Пока чинились, нас обогнал поезд на Калач. Впереди он толкал платформу с топливом, которая используется для местной электространции - в Калач не идут линии электропередач.

поезд на Калач
поезд на Калач
поезд на Калач
поезд на Калач
состояние пути на перегоне Санкино - Калач.
состояние пути на перегоне Санкино - Калач.

К сожалению, ремонт затянулся и стало темнеть. Было решено возвращаться обратно, поскольку и Лёху уже давно ждала жена.

закат на станции Санкино.
закат на станции Санкино.

Доехав до Муратково, я и Саня остались там ждать ночного поезда на Алапаевск. Лёха же с женой поехали домой на пионерке.

Моя первая поездка на алапаевскую узкоколейку подарила мне множество эмоций, именно поэтому уже через месяц я приехал сюда ещё раз. Но об этом в следующей статье.

Подписываемся, ставим "нравится" и пишем комментарии. Кстати, если есть какие-то вопросы, то вы можете задать их либо здесь, либо в сообществе ВК.

#ужд

#путешествия

 #россия #туризм

#жизнь в деревне