Добрый день, дорогие читатели! Сегодня, я бы хотела поделиться с вами своим разочарованием относительно недавно вышедшего сериала о приключениях юной сыщицы, Нэнси Дрю. Дело в том, что я, как и многие ребята «старой школы» - буквально выросла на подростковых романах о неугомонной искательнице загадок и тайн из крошечного американского городка Ривер-Хайтс. И думаю, что также, как и многие другие поклонники Нэнси, с нетерпением ждала премьеру новенького сериала от канала «CW», обещавшего нам абсолютно свежий взгляд на горячо любимых персонажей. Ну что ж, «свежий», это еще мягко сказано…
Нет, в обычной жизни, мне очень даже нравится продукция этой телекомпании: всё-таки за долгие годы, они сумели выработать своеобразные «стандарты качества» для молодёжных сериалов. В конце концов, согласитесь, должно быть многие из вас в свою школьную пору старались после уроков побыстрее прибежать домой, чтобы успеть на новую серию «Тайн Смоллвиля»? Как ни крути, это, в свое время, действительно был очень классный телепроект. Но время идёт, всё меняется – и вот перед нами уже совершенно новая линейка сериалов, повествующих о жизни необычной молодёжи в обычных (опять же, лишь с виду) тихих американских городках.
После грандиозного мирового успеха проекта «Ривердэйл» (вот он, к слову, реально крут), сериальные боссы решили покуситься на самое, так сказать, святое – на старую добрую Нэн. Замах обещал быть масштабным (нет, ну а что, «выгорела» же обновленная история рыжего олуха Арчи), а посему денег на проект потратили немерено, и это, пожалуй, единственное достоинство нового перезапуска историй Кэролайн Кин. «Картинка» и эффекты в «Нэнси Дрю» держатся на хорошем для данного формата уровне, однако на этом все его достоинства и заканчиваются. «Замах» получился весьма тусклым и «с душком». Почему я так считаю? А сейчас объясню.
За что весь мир любит Нэнси? За то, что в 1930-м году Эдвард Стратемайер – основатель и глава книжного холдинга «Синдикат Стратемайера» - решился запустить независимую серию подростковых детективов, где главным героем была молодая и амбициозная женщина, а не мужчина. Более тридцати так называемых «литературных призраков» неустанно создавали книги о хорошенькой, но хладнокровной «it-girl», с навыками профессиональной сыщицы. Дочь адвоката, одетая в дорогие брендовые вещи и всегда на каблуках, с идеальными укладкой и маникюром, с легкостью обезоруживала бандитов, угоняла яхты и фехтовала словно Пирс Броснан в одном из фильмов о Джеймсе Бонде. Подобный женский типаж впервые громко заявил Америке о «широком спектре» возможностей слабого пола, нежели стандартный набор из уборки и готовки. Счастье быть домохозяйкой для многих девочек впервые сменилось мыслями о том, что в этом мире властных мужчин можно достичь чего-то большего, быть иной.
К сожалению, манифест Стратемайера был настолько громок и успешен, что проект под кодовым псевдонимом «Кэролайн Кин» запретили в библиотеках. Да-да, мои пуританские западные коллеги решили, что подобное чтение вызывает в неокрепших умах заразное брожение, подрывающее всякие христианские устои и вообще отвлекающее ребят от реальной жизни, где мальчик должен работать согласно своему социальному сословию – то есть либо банкиром (если повезло), либо автомехаником (если нет), а девочка, хм – девочке следует удачно выйти замуж, родить детей и наслаждаться последней моделью автоматического пылесборника. Эх, знали бы они, что умение водить автомобиль в современном мире для женщины – далеко не самый «революционный» навык…
Но именно эти, первые версии романов о Нэнси Дрю, выходившие в дорогом твидовом переплете, с красочными иллюстрациями ручной работы – подарили американским детям возможность свободно фантазировать о своем месте в жизни, свободно выбирать те сферы деятельности, в которых они по-настоящему хотели бы себя реализовать. Не случайно сегодня многие видные медийные личности на Западе упоминают, что во многом на выбор их карьеры повлияли книги синдиката Стратемайера, первые из которых писала Милдрет Бенсон – уникальная женщина с умом политика и манерами истинной английской леди. Говорят, кстати, что образ Нэнси она во многом «списала» с самой себя.
К сожалению, после смерти Стратемайера – в конце пятидесятых, управление холдингом перешло в руки его старшей дочери – Харриет Аддамс, и это было началом конца. Именно Харриет решила начисто «переписать» все первые выпуски о мисс Дрю, для чего выпустила официальную легенду о якобы «расистских» и «гендерных» эпизодах в литературном сериале. На самом же деле, под столь благовидным предлогом началась суровая переделка всего персонажа в целом, и тут в силу вступило то, что в современном мире называют «объективизацией» женского персонажа. Иными словами, Нэнси Дрю лишили половины качеств, делающих ее столь привлекательной для девочек в её роли «образца для подражания», но взамен «подсадили» ей привычки, доселе невиданные в этих книгах: робость, неуверенность в собственных силах и, конечно же, безусловный пиетет перед богатыми и сильными мужчинами. Если в первых выпусках героиня могла запросто надерзить какому-нибудь зарвавшемуся боссу, то теперь ей было позволено лишь «скромно промолчать, озвучив про себя ряд нелицеприятных мыслей насчет этого джентльмена» (цитата условная).
Так началось моральное крушение персонажа, но даже это не смогло убить любовь миллионов детей по всему свету к детищу Эдварда Стратемайера и Милдрет Бенсон, потому что Нэнси все же оставалась собой по многим показателям – Харриет не имела права на полное изменение характера героини, именно поэтому до наших дней дошел столь четкий портрет того, какой на самом деле была Нэн. Со временем, Нэнси обзавелась двумя верными подругами – кузинами Джорджи Фейн и Бесс Марвин, а еще позже у девушки в книжном мире появился бойфренд – Нэд Никерсон, который даже по тем временам считался крутым парнем и просто красавчиком. Что же касалось Джорджи и Бесс, то обе героини обладали своими уникальными особенностями, что, в общем-то, и вызвало к ним интерес со стороны Нэнси. Например, Джорджи всегда описывается как очень спортивная девушка с хорошими атлетическими данными, но в первых выпусках она еще и училась на пилота – мечтала повторить подвиг Амелии Эрхарт. Бесс же стала веселой толстушкой гораздо позже – изначально аппетитная блондинка практиковала «методы воздействия и внушения», что постепенно трансформировалось в невероятное обаяние девушки, отчего ей всегда доверяли самые страшные тайны.
В русском переводе читателям попадались как первые, нетронутые рукой Харриет Аддамс выпуски, так и более поздние – отчего характер героини каждый раз представал в разном свете. Стоит отдать должное переводчикам – они старались обходить «острые» углы, и потому истории о Нэнси Дрю всегда оставались неизменно очаровательными.
И вот наши дни. Такие фильмы и сериалы, как «Агент Картер», «Чудо-Женщина», в конце концов «Шпионка» начала нулевых, показали зрителю, что женский сильный персонаж может не вызывать явных ассоциаций с феминизмом, и выглядеть достойно как на экранах, так и в глазах зрителей, и нести вполне себе нормальные ценности в своём ядре. Со всем умением современных драматургов и исторического бэкграунда персонажа Кэролайн Кин - можно было бы создать поистине эпохальный (для своего времени) сериал, напомнив молодому поколению, что женщина – это сила и хрупкость одновременно, а еще интеллект, да – и притом большой. А что же мы имеем на выходе?
«Нэнси Дрю» образца 2019-2020 гг. – это надменная, стервозная девица, уверенная в себе настолько, что плевать хотела не только на всякую опасность (это-то ладно), но и вообще на всех людей в принципе. Друзья, семья – все это в какой-то момент становится для нее неважным, особенно, если вдруг неким удивительным образом задевает её «тонкие» чувства. Все проблемы героиня решает исключительно психованным состоянием, отягощенным яростным желанием пойти и вломиться куда-нибудь, абсолютно хоть куда. При этом характер и мотивация героини исковерканы таким образом, что при просмотре сего «шедевра» просто слёзы молча льются из глаз.
По поводу друзей Нэнси хочется высказаться отдельно. Это реально шок. То есть, хочу сказать, что объективно я знала, что особенностью the CW является кардинальное переосмысление классических героев, это всегда было особой «фишкой» компании, и в большинстве случаев работало на «ура», но это… Скажем так, если и были когда-то те самые «призрачные» моменты с расовой нетерпимостью или неверной гендерной постановкой – то здесь они решены все разом и «по полной»: Нэд становится афроамериканцем с судимостью, Бесс – мега-стройной латиноамериканкой с «партнерской» программой отношений. Джорджи – юная китайская нимфа, соблазненная богатым белым мужчиной, к тому же женатым. Это отрыв мозга просто. Ни о каких классических ценностях или качествах героев даже речи не шло! И это я молчу о том, что саму Нэнси (как в общем-то, и всю компанию), представили какой-то девушкой с, как это принято говорить сегодня, «пониженной социальной ответственностью». И это безумно обидно. Вот прям до боли в кулачках.
В итоге, компания некогда эрудированных и стильных молодых людей предстает в «осовремененном» свете – то есть компанией неудачников, работающих в загибающемся рыбном ресторанчике, в донельзя заброшенном рыбацком городке. Вот уж точно, «свежий» взгляд, блин!
По поводу сюжета скажу так: создатели сериала выбрали, с их точки зрения, весьма оригинальную подачу событий – в фильме имеется чистая детективная линия, связанная с убийством на парковке того самого ресторанчика (и еще одним, очень старым преступлением), и есть чисто мистическая – с проведением древних ритуалов, изгнанием духов, кровавым колдовством и т.п. В попытке нагнать атмосферности, сценаристы смешивают всё в одну кашу, так что уже к середине всего этого начинаешь невольно думать: что за ахинею я смотрю?
В старых книгах особенная прелесть, и в то же время основной принцип построения сюжета был в чем? В том, что обставленные по всем законам мистики преступления оказывались грамотно спланированной человеком постановкой, в результате которой абстрактным злодеем достигался нужный ему эффект «запугивания» жертвы. Или просто очень хитро замаскированным преступным маневром. Были в книгах о Нэнси и «призраки», и таинственные убийства в лесу, и просто сногсшибательно обставленные ограбления – но всё это было делом рук человеческих, и потому самым интересным всегда было узнать в конце – каким же образом все работало, понимаете?
Здесь же создатели словно до конца не могут определиться, что же они снимают – новый сезон «Ривердэйла»? Или третью часть книги Зои Аарсен из предыдущей статьи, напополам с «Жуткими приключениями Сабрины»? И оттого финальная серьезность происходящего полностью нивелируется дешевой подачей изначально, казалось бы, неплохого материала.
Увы, новый сериал о Нэнси Дрю окончательно вбил последний гвоздь в тот стиль и интеллектуальный шарм любимых героев детства, на которых когда-то так хотелось быть похожей. Понятно, что те, кто не читал оригинальных романов серии, скорее всего воспримут новое творение канала CW благосклонно – но лично для меня этот «продукт» стал персональной маленькой трагедией. Потому что вряд ли на своем веку я уже увижу достойную экранизацию величайшего творческого аттракциона Эдварда Стратемайера. Это история падения Дрю. Мисс Нэнси Дрю.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравился материал – пожалуйста, поставьте «палец вверх» и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые выпуски. С вами была ваша Knigova, до новых встреч!