Сегодня я хочу говорить о счастье. В буддизме счастье можно разделить на 3 категории.
Физическое, материальное счастье
Мы все его хотим материального и физического счастья. Я тоже хочу. Хочу кушать нормальную пищу, хочу пить нормальную воду, хочу спать нормально. Хочу одеваться тепло. Это нормально, что я хочу. Хочу, чтобы мне было приятно и комфортно. Хочу слушать нормальную музыку. Я хочу жить в чистоте. Хочу смотреть на приятных людей. Нормальные желания. Нормальный дом хочу. Я даже построил центр медитации в Тайланде. Потому что хочу иметь свое пространство. Все люди в мире хотят этого счастья. Особенно люди, которые вообще не ищут просветления, которые вообще не ищут освобождения из сансары, они все в первую очередь хотят материального счастья. Кто не хочет телесного счастья? Каждый человек хочет. Хочет свое пространство. Даже свою маленькую комнату. Пища, которую я ем это мое счастье. Я люблю слушать музыку, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Шестоковича, я люблю слушать мантру. Для меня звуки, которые я слушаю, это мое счастье. Я обнимаю свою собаку каждый день, несколько раз в день. Обнять ее, разговаривать, играть – для меня это мое счастье. Это называется телесное счастье, которого мы все хотим. Если кто-то говорит: «Я не хочу телесного счастья!», - значит он совсем больной и неадекватный человек. Потому что это обман. Даже одеяния буддийского монаха – это тоже его материальное счастье. Каждому человеку требуется материальное счастье. Не бывает человека, который не любит телесного счастья. Я могу сказать, что если кто-то говорит, что я не хочу ничего в жизни, ни музыку, ни кровать, ни стол, не хочу кушать, не хочу пить, вообще не интересуюсь ничем в материальном мире. Ему надо лечиться. Это ненормальное состояние ума. Ненормальное нездоровое состояние ума. Потому что человеку надо получить удовольствие минимальное. Есть в мире сейчас мода на минимализацию. А вы знаете что это? Это когда у тебя минимально предметов в доме, минимальное количество принадлежностей. И люди думают, что это хорошо. Даже инструментов в доме нет. Ни вилки, ни ложки, ни ножей, ни тарелки, ни чайника. Я недавно был в Тайланде. Одна женщина пришла ко мне, говорила, что достигла просветления. Я говорю: «Почему ты так думаешь?». Она говорила: «Я ничего не хочу в жизни». А потом она пригласила меня домой. У нее дом прямо 200 метров от моего центра медитации. У нее ни вилки, ни ложки, ни тарелки, ничего нет. Я говорю: «Как вы живете?». У нее даже чайника электрического нет. «А как вы будете готовить мне чай?» И она пошла искать дрова. Через пол часа вернулась. А у меня желания пить чай уже нет. Я лучше пойду домой, у меня есть там чайник, я буду пить чай там. Она говорит: «Тогда я буду готовить вам кушать. Рис». «А рисоварка есть?», - спрашиваю. «Нет». Ну как так можно жить? И я хочу сказать, что это неправильно. Люди думают что минимализм это хорошо, но когда вы отказываетесь от всего, создаете только больше проблем. Даже из такой простой вещи, как попить чай. На следующий день я поехал в магазин и купил ей рисоварку за 389 бат. Это где-то 800 рублей. На следующий день я купил ей чайник. Она была очень счастлива и благодарна. Люди говорят, что не хотят предметов и не хотят зависеть от материальных ценностей совсем – это неправильно. Ваша жизнь будет легче, у вас будет больше времени, если вы просто купите рисоварку. Не надо отказываться от материальных благ. Просто надо использовать их правильно. Если я хочу поехать по делам в город, не поеду на машине или на автобусе. Пойду пешком! Буду идти до центра пол дня. Потом пол дня назад. А можно просто платить 45 рублей и через 15 минут я уже у метро. Потом еще 45 рублей и через 25 минут я уже в центре. И я не буду ходить пешком. Это глупо. Если я могу сесть на автобус и доехать. Я сделаю все дела и в течение 2х часов я уже могу быть дома. Поэтому не надо обманывать себя, что материальные блага совсем не нужны для жизни.
Ментальное счастье
Хорошее общение – это ментальное счастье. Хорошее настроение – то ментальное счастье. Когда мы слушаем музыку и нам приятно – это уже ментальное счастье. Когда вы можете находиться с семьей, с детьми, мужем – это уже ментальное счастье. Когда вы можете купить необходимые вещи это уже метальное счастье. Ментального счастья у людей сейчас очень мало. Экономический кризис, зарплата снижается, премий нет, еще много проблем. Настроения нет. Ничто не приносит счастья.
Духовное счастье
Счастье, которое не зависит от материального и телесного состояния – это уже духовное счастье. Самодостаточность человека. Это уже другая форма счастья. Когда человек понимает себя, уменьшает собственные духовные загрязнения – ненависть, желания, неведение. Уменьшает свою собственную глупость – это духовное счастье. Когда мы можем уменьшать свои собственные привязанности. Когда ты спокойный. Когда приходит понимание и мудрость. Когда ты ушел из религии и просто понял. Не надо заниматься буддизмом на уровне религии, надо заниматься на уровне практики и знания. На уровне как психология. Нужно изучать и применять. Как инструмент, который помогает вам выйти из океана сансары. Как лодка, которая помогает вам уплыть из водоворота.
В буддизме выделяют четыре вида счастья для человека.
Аттхисукха Счастье обладания. Что у вас что-то есть. У меня есть деньги. Дом. Машина. Собака. Кот. Мебель, сумка, дорогая обувь.
Покхасукха Счастье, что есть возможность использовать, управлять тем, что у тебя есть. Вот есть у тебя деньги на Кипре. Но проблема в том, что ты находишься в России, а банк не дает деньги. Это счастье или нет? Страдание. У тебя машина. А вопрос: ездишь ты на ней или нет? Нет. Потому что бензин дорогой. Мне подарили Rolls-Royce в Тайланде. Мой ученик очень меня любит. «Учитель берите. Давайте паспорт, я буду переоформлять документы на вас» Говорю: «Нет». Сколько будет стоить, если я буду ездить на такой машине? Сколько литров бензина надо на 100 км? Примерно 20 литров. У меня нет столько денег. У меня будут страдания. Поэтому нет, бери обратно. Забирай. Я не хочу. Зачем мне Rolls-Royce, на котором я не смогу ездить. Бензин дорогой. Поэтому я хочу сказать, что счастье от того, что у вас есть богатство, имущество, предметы, принадлежности неважно какие - это одно. Но вопрос: вы можете использовать или нет? Можете тратить? Можете употреблять или нет?
Ананасукха Счастье что у вас нет долгов. Сейчас у всех практически долги. Ипотека, кредит, машина, коммунальные услуги еще не оплачены. Жизнь без долгов это счастье. Поэтому не надо создавать себе долгов. Человеку надо жить в мире самодостаточности. Ко мне пришел человек: «У меня зарплата 20 тысяч бат. Не хватает! Надо 50». Потом он нашел работу с зарплатой 50 тысяч. Опять не хватает! Нашел новую работу на 150 тысяч. Не хватает. Потом нашел 500 тысяч бат. Я спрашиваю: «Ну как? Счастье есть?» «Нет. Не хватает. Все равно не хватает!». Потому что постоянно в долг. Купил кондоминимум, потом таун-хаус, искал новую работу, потому что надо содержать. А потом зарплата стала больше, решил купить уже дом большой и машину. А потом еще каждый месяц надо платить в банк. Получил зарплату 200 тысяч все равно не хватает. Долги это страдание. У меня долги сейчас тоже есть. Надо платить коммунальные услуги за дом. Люди приехали на ретрит, пользовались водой, газом, светом – надо платить. Страдание.
Анаваччасукха Счастье что ваша работа – это законная работа. Это не нарушение закона. Бывает работа незаконная торговля, незаконная инвестиция, бизнес незаконный. Наркотиками торгуют, оружием, вирусами. Ну или без крайности, просто работа, на которой постоянно приходится обманывать людей, говорить неправду, оказывать некачественные услуги или продавать плохой товар. Еще много работы, которая незаконная. Иметь такую работу это страдание.
Поэтому надо внимательно выбирать работу. Внимательно тратить деньги. Не тратить слишком много. Не покупать лишнего.
Я не говорю, что надо отказываться от материального, от телесного счастья. Вопрос в том, как мы относимся к предметам и к своему телу. Люди думают – я пойду в лес. Буду жить там без чайника, без одежды, без ничего. Я не понимаю, человек дурак? Очень много таких русских сейчас. Которые думают, что если они будут жить без чайника, у них будет просветление – дураки. Человек просветленный даже если будет находиться в гостинице Астория – он все равно умный, мудрый. Люди думают, что надо находиться в лесу, чтобы достичь просветления. А я говорю – нет. Можешь сидеть в машине Rolls-Royce и будет просветление. Можешь сидеть в доме 700 метров, и будет просветление. Не надо ехать в Петрозаводск в лес. Думают, поеду туда, и у меня будет лучшее просветление. Нет. Просветление не зависит от того, где ты живешь. Просветление, освобождение из сансары, не зависит от этого. Ты можешь ездить на машине за 10 миллионов рублей. Если ты будешь ездить на велосипеде, это не значит что у тебя будет просветление лучше, чем у человека, который ездит на Rolls-Royce. Не надо обманывать себя.
Чтобы стать счастливым, нужно постараться победить свои привязанности. Пока у вас есть привязанности – у вас есть страдания.
Есть 4 привязанности
Камупатхана. Материальные, телесные.
Диддхупадхана. Привязанность ума к знанию, теории. У каждого человека есть собственные тараканы в голове. Привязанность к концепции, к идеологии, своей теории, образованию, собственному уму, стереотипам сознания.
Силаббадхупадана. Привязанность к религии. Религиозная духовная привязанность. Религия – это тоже объект привязанности. Ваша духовная концепция – это объект привязанность. Далай Лама мой кумир! Это уже привязанность. Это большая проблема сейчас. Самая ужасная привязанность – это привязанность к религии и духовности. А сколько человек сейчас, которые понимают, что религия – это проблема для мира. Это очень полезно. И очень неполезно. Поэтому я всегда говорю надо быть осторожным с религией. Люди становятся сумасшедшими из-за религии. Когда перестают думать и начинают слепо верить. Это очень большая проблема.
Аттавадхупадхана. Привязанность к себе. К ощущению я. Не говори обо мне плохо. Не надо сплетничать обо мне. Не надо думать обо мне плохо. Не надо думать что я ленивый. Не надо думать что я не ответственный. Не надо думать что я не образованный. Я очень хороший. Я очень ответственный. Очень мудрый. Очень хороший, очень ласковый. Думайте обо мне очень хорошо.
Если мы не сможем победить эти 4 привязанности у нас всегда будут духовные страдании.
Материальное, телесное, сексуальное. Камупатхана. У всех есть. Когда у вас есть еда, жилье, когда у вас есть лекарства, когда есть теплая одежда, обувь, когда есть деньги. Мы хотим телесного счастья. Это нормально. Я тоже хочу. Я изучал буддизм больше 40 лет. Но я все равно хочу пить хорошую воду. Я хочу кушать хорошую полезную пищу. Хочу одеваться тепло. Хочу спать нормально. Хочу сидеть отдыхать нормально. Хочу кушать тайский суп, хочу пить кофе, хочу быть с кем-то, кто мне приятный. Это называется телесное, материальное счастье. Вкус, обоняние, звук, тактильные ощущения, все чувства. Но есть не только материальное, телесное, сексуальное счастье.
Есть и ментальное счастье. Это еще не духовное. Но уже не материальное. Диддхупадхана. Это ваши привычки, ваше сознание. Я изучал дипломатию. Для меня дипломатия это все. Даже когда я изучаю учение Будды, я комбинирую мои дипломатические концепции с учением Будды. У каждого человека тараканы в голове. Человек экономист – у него в голове экономика. Человек историк – у него в голое история . Сознание у всех разное, зависит от их образования, от опыта. От этого появляется информационная привязанность. Привязанность к концепции.
Духовное счастье . Когда ты понимаешь истину. Когда понимаешь закон природы. Когда можешь гармонировать с природой. Это уже духовное счастье. Очень мало людей, которые имеют такое счастье. Только те, кто достиг просветления. Такой человек как Иисус Христос, Будда, мало кто из людей знает, что такое духовное счастье. Которые понимают, медитируют, духовно растут. Не каждый человек имеет духовное счастье. Много разговоров про духовность, а на самом деле никто не знает что это такое. Люди, которые понимают что такое духовность – это Арахаты, Будда, просветленные люди. Это не для нас. Но конечно желание, стремление чтобы было духовное счастье у всех есть. А где оно? Нет. Потому что у нас еще есть много привязанностей. Материальные, телесные привязанности. Привязанности к концепции. Духовные, религиозные привязанности.
Религиозная привязанность. Силаббадхупадана . Я крещеный, у меня прибежище, я получил посвящение у Далай Ламы. Типа того. Многие люди так думают. Поэтому у всех религиозная духовная привязанность. Слова я крещеный , у меня прибежище, я был в Тайланде, я был на ретрите у Аджана Чатри. У меня уже 45 тысяч человек было на ретрите. Думаете они все просвещенные? А люди думают: «Я был на ретрите! Теперь я конкретный серьезный буддист!» Вы не забывайте, что когда вы чувствуете, что вы буддист – это уже привязанность. Вышел из одной ловушки в другую. Постоянно так. Поэтому Будда говорил, что мы находимся в привязанности постоянно. Люди думают, вот раньше я не интересовался духовной практикой. Думал только о карьере о карьере о деньгах. 72 часа в день вы занимаетесь работой. Это значит, каждый день мы работаем больше чем надо. Иногда так работают, что забывают день рождения жены. Я могу сказать 50% мужчин не знают, когда день рождения жены. Жена задаст вопрос: «Любимый, какой день сегодня?» Он говорит: «Четверг, любимая». Он забыл, что день рождения жены. Сейчас в мире очень много людей, которые работают 72 часа в день. Потом через какое-то время погружаются в религию. Начинают, как они думают, духовную практику. Говорят: «Я ушел из материального мира! У меня сейчас только учение Будды, только Библия, только Коран, только паломничество, только церковь, только молитва». А получается лечил гайморит, а получил геморрой. Духовный геморрой. Это ни чем не лучше работы 72 часа в сутки. Надо во всем знать меру. Идти по срединному пути.
Я желаю вам счастья
долголетия
благополучия
и просветления 🙏