А.Ю: Вопрос к Вам как музыкальному руководителю группы. В 80-х годах очень популярной была группа «Секрет», которая делала программу на телевидении, выступала как профессиональный коллектив. А известными они стали в том числе благодаря исполнению песен Майка Науменко. «Буги-Вуги» и «Мажорный рок-н-ролл» занимали ведущие позиции в официальном хит-параде «Московского комсомольца», что и побудило всё-таки Майка оформить авторство, дабы получать какие-то отчисления. Известная история в общем. Ваше отношение к исполнению «Секретом» песен Майка?
Александр: С «Секретом» мы даже выступали, когда они только появились. Тогда ещё Бари Алибасов там случайно был. Он и забрал Рубина к себе. Первое восприятие - дети с гитарами. Я же тогда этой бит-стилистики не знал и не понимал. Как коммерчески нужно было делать, «Секрет» - это пример. Там сразу всё было - внешний вид, реклама, по телевидению программа. «Кружатся диски», по-моему. Музыкальный материал свой хороший, достаточно оригинальный. Масса песен замечательных, даже не зная эту эстетику, они хорошо, доступно сделаны. Сыграли песни Майка, в своём стиле очень хорошо. "Мажорный рок-н-ролл" мне нравится у них меньше, а вот «Буги» - очень хорошо. "Мажорный рок-н-ролл"- это всё-таки более сырая музыка, а «Буги» проще воплощается в золотопиджачный вариант.
Валерий: Майк, я помню, тогда очень интересно сказал про «Секрет» : «Мне всегда было несколько обидно, что у нас музыкальная ниша для подросток никем не занята, и «Секрет» занял эту нишу единственными и сделали это с блеском".
Александр: Да-да-да. Очень высококлассно. У них, как раз, удачно произошло соприкосновение с шоу-бизнесом. Всё было сделано на уровне. Мы были просто какой-то гастрольный колхоз по сравнению с «Секретом». Естественно, идейная составляющая музыки у нас не совпадала, но это не мешало нам быть знакомыми, поддерживать хорошие отношения.
А.Ю: А как Вы отнеслись к тому, что Чистяков сделал с «Буги-Вуги»?
Александр: Чистяков! Ну, Чистяков молодец! Чистяков — это оторва с баяном! Всё правильно...Я уж не помню где мы сидели...
Валерий: В Ярославле...
Александр: Где Федя достаточно тактично, я бы сказал, дипломатично продемонстрировал нам этот вариант, и спросил не будем ли мы против того, что он будет так исполнять. В какой-то гостинице мы сидели, и все сразу услышали и дали добро, дескать, конечно давай! Тут нужно сказать, что группа «Зоопарк» всегда к юмору очень хорошо относилась. Никакого пафоса не было. Может быть Майк где-то чего-то, но настроение коллектива не дало ему сморщиться.
Валерий: Но однажды Майк обиделся...
Александр: А , когда «Dont touch me»! На гастролях сыграли. Популярная тогда песня.
(напевают вместе) - Ты-ды-ды-ды-дын ты ды-ды-ды-дын Dont touch me!
Валерий: Это другая история. Майк обиделся. Мы долго стояли, кого-то ждали на Петроградской. Не помню, был ты или нет. Мы с Куликовым стали смеяться, на разные голоса исполнять «Буги-вуги», но пели в припеве не Буги-вуги, а жуки-пуки. Мы с Ильёй танец такой придумали и Майку станцевали. Он обиделся. Потом сказал: «Ну не надо так больше делать». То есть он трепетно так обиделся. Я запомнил, потому что испытывал некоторую неловкость, а Куликову было наплевать, он заржал во весь голос.
А.Ю: А вы слышали у группы «Сектор Газа» песню «Мы любим плуги-вуги»?...
Александр: Ну это свой материал...
А.Ю: Да, материал свой, но понятно откуда ноги растут.
Александр: А я потом читал откуда они сдули, они на нашем концерте присутствовали в Воронеже, но это долго рассказывать. Если что-то вдохновило кого-то- это замечательно, слово "буги-вуги" не является торговой маркой, которую Майк зарегистрировал.
А.Ю: Вы как человек, сделавший не одну программу кавер-версий, как оцениваете перепевание песен «Зоопарка»? Майк же, пожалуй, самый востребованный в этом смысле автор во всем отечественном роке. Валерий мне рассказывал, что ему очень нравится «Пригородный блюз» в исполнении Чижа, который не нравится вам...
Александр: Да, мне не понравилось...
А.Ю: Есть что-то, что нравится или хотя бы что-то,что показалось интересным?
Александр (задумался) Сейчас скажу. Мне очень мало нравится, но это не значит, что это плохо сделано. Была пластинка, я сейчас уже смутно помню, мне там больше всего понравилось, как «Ва-Банк» сделали «Пригородный блюз»
А.Ю: Я слышал эту запись.Довольно такой жесткий вариант...
Александр: Да-да-да. Там верно всё. Очень много чего заложено в этих, казалось бы, простых песнях. Если бы Майк знал, что, когда я пишу гитару, у меня в голове сидел «Nazareth» и "Sweet», не думаю, что он бы вскинул руки вверх и закричал «Ура!». Подобные коллективы в среде любителей Дилана, Doors и Great full dead - это такое позорище, что дальше ехать некуда. Правда любви к этим коллективам я на словах никогда не скрывал, а на деле...В Уездном городе N “, например, «Все те мужчины» там рифф, я его не то чтобы содрал — а сама подача, он похож на Роллинг Стоуновский, а на самом деле это AC\DC. Я там два раза прописал гитару, не унисонные, а две разные партии. И таких штуковин просто масса... Кстати, один из моментов, почему в Уездном городе N так хреново была воплощена моя песня «Колокола», потому что она сама по себе ничего общего с этим воплощением не имела. Она изначально была сочинена и игралась, и была записана (к сожалению запись где-то потеряна) именно как тяжёлый блюз — аля-Лед Зеппелин. Просторно и прозрачно, но Илюха это сыграть не мог, и Андрей сыграть не мог тоже. А записать нужно было срочно. Песни не хватает. «А, Сань, давай твою песню запишем?!» Как я не отпихивался - Давай запишем!!!...Ну давай. Но совсем не то...
А.Ю: Андрей Тропилло сильно влиял на звучание группы «Зоопарк»? Он же и сам иногда играл на инструментах и музыкантов привлекал со стороны, с другими группами, не с вашей, но всё-таки.Оцените, пожалуйста, его роль...
Александр: Роль Тропилло огромна. В моём представлении продюсер - это человек отвечающий за конечный результат звучания группы. Тропилло, слава Богу, честь ему и хвала, выступал именно с точки зрения музыкального продюсера. На момент первого столкновения, у меня был и некоторый пиетет, с другой стороны определённый пафос, что дескать, я и сам лучше знаю, что как делать. А он и в мягкой и не в мягкой форме...всё-таки создавал идею потихонечку. Я даже думаю, что потом одна из причин по которым нам сложновато было с ним пересечься, что он сам не видел концепции того, что мы запишем. Мне это в голову сейчас пришло. Тропилло, как и Курёхин, человек огромнейшей космической культуры. Если бы был просто звукооператор, вряд ли получилось бы то, что надо...
Валерий: Мне запомнилась фраза Тропилло ещё в 85 году сказанная, и потом он не однократно её повторял. Он сказал: "Я понял, как нужно писать "Зоопарк”. Его нужно писать так, что б они не знали". Мне показалось тоже, что он не знает, как нас писать. Очень уж это похоже на рассуждения в слух - "А может вот так?!"
Александр: Тропилло подходил к записи именно как продюсер. Я думаю, что Аквариумские альбом благодаря такому подходу как раз и получались такими разными. Здесь бренчали, здесь с Ляпиным делали электричество, а здесь Курёхина подключили. "Уездный город N" звучит по-своему, "Белая полоса" по-другому. Мне идеи Тропилло не всегда нравились. Вот это пресловутое "Буги-вуги", она имела вариантов пять, наверное, и тот который мне нравился в итоге в альбом не вошёл. Я тогда расширял свои музыкальные горизонты и пытался уйти в другую стилистику, записал такие штуки в стиле Билли Хейли, и песня по-другому звучала, но, когда я услышал окончательный вариант - там даже и не пахло этим, потому что было прописана масса партий. Вот это продюсерский подход, когда человек берёт на себя ответственность за конечный результат, а не просто сидит и слушает. Не буду идеализировать, на фоне Тропилло мы тогда были учениками, много не знали и играть многое не умели. Концептуально никто из нас не подходил, а Тропилло мыслил именно альбомами. Другое дело, что он взвалил на свои плечи очень много. Мне очень запомнилось, когда мы писали "Белую полосу", Тропилло в тот момент писал ещё и "Энергию" "Алисы", и он поставил послушать "Моё поколение", я там просто свалился, мы на этом музыкальном фоне совсем другие! "Алиса" тогда музыкально не сформированная группа была, и Андрей пробовал на них какие-то свои идеи. Он прородитель музыкальных направлений. "Ноль" он сформировал, они на тот момент совсем пионеры были. Если бы Тропилло сказал Феде: "Выкинь ты этот баян!", Федя бы выкинул сто процентов. Тропилло мог убедить. И получилась бы бы гитарная группа с такими песнями, а не коллектив, который делает упор на меховые инструменты ( смеётся), но это прогресс, это двигало всё вперёд...
А.Ю: "Алису" 80-х в основном вспоминают за артистизм Кинчева. Очень уж ярко это выглядело, но музыкальной точки зрения там очень хорошие музыканты были: Шаталин, Нефёдов...
Александр: С Шаталиным я похуже, можно сказать и не знаком был, так пересекались, а с Мишей Нефёдовым получше. Он очень хорошо играл уже в тот момент, когда "Энергию" писали. В каком виде был "Хрустальный шар" я не знаю, не слышал, а со Славой Задерием я знаком намного лучше, чем с его творчеством. С профессиональной точки зрения Миша Нефёдов замечательный музыкант, если бы у "Алисы" другой был барабанщик, я не думаю, что это бы так прозвучало, потому что у Кости Кинчева на тот момент концепции не было. Он совсем недавно до этого записывал с Заблудовским на гитаре. При всём моём уважении к Андрею, это всё-таки совсем другое. На мой взгляд, Самойлов и Нефёдов как раз "Энергиию" и сделали. Возвращаясь к тому, что Майк не знал, как может звучать, Костя тоже самое, и ритм-секция его очень сильно поддержала. Ведь группа без ритм-секции - это как машина без колёс. Костя, конечно, лидер, песни и подача его, у меня аж мурашки по коже, когда я услышал на записи...
А.Ю: Вроде бы там же Тропилло некоторые места по кусочкам склеивал...
Александр: Да это не важно. Меня, как потребителя, детали не интересуют! "Уездный город N" там сама песня записана с помощью кольца, но это же не умоляет ничего. Я, когда узнал, что она такая длинная, я вообще чуть не упал! Я думал песня, а там...(смеётся). Да и Тропилло тоже...Склеил кольцо, и всё (смеются вместе). Я на гитаре только потом играл ещё сверху. Песня-то вообще в студии сделана, можно сказать. На басу мне пришлось записать, клавишник изумительное психоделическое соло сыграл - хороший набор элементов случайностей.
А.Ю: Раз уж у нас такой разговор пошёл. Вопрос с музыкальной точки зрения. Александр Башлачёв. На мой взгляд, в его песнях есть очень интересные мелодические решения. Как Вам видится могли бы его песня звучать в исполнении группы? Вот "Калинов Мост" записал целый альбом его песен, а у Вас есть представление как это бы могло бы звучать?
Александр: Из того, что я уже наговорил ясно, что я слово "под акустическую гитару" не очень воспринимаю. Вообще то, что писал Башлачёв, я прочитал в буклете, по-моему, на концерте его памяти в Москве. Я увидел, что слово - да! Мне без музыки больше понравилось. Если говорить о том, как я видел бы - не видел...такие люди, как Башлачёв, они в крайне сложном положении, потому что уж он-то точно, если Майк не мог до конца сформулировать, чтобы он хотел видеть, то Башлачёв, как мне кажется, вообще не мог себе этого представить, т.е. человек самодостаточен. Его нужно воспринимать, какой он есть. Есть же большое количество людей, которые воспринимают и им нравится, ценят. Я к этой группе не отношусь, но не вижу в этом ничего страшного, каждый берёт что-то себе. Я совсем недавно писал аранжировку, скажем так, к подобной музыке, где превалирует слово, и с меня семь потов сошло прежде чем я смог что-то сделать, поймать нужное человеку. Просто музыку сыграть какую-то не сложно, даже если подвижная форма. Недавно читал книжку Боба Дилана, там есть момент, где он рассказывает, как его один человек наставлял, как надо песни писать - чтобы выйти за рамки квадратности, нужно подачу делать не симметричную, нужна рублёная фраза, которая поддерживает нерв восприятия. У Башлачёва это заметно, когда он поёт. Если сесть рядом и играть на гитаре - не попадёшь. Это в частности для того, чтобы играла команда сложно, при подобной форме подачи. Вот что, к примеру, сможет сыграть, повернувшись спиной, на гитаре человек если не известно, когда другой возьмёт аккорд? Можете себе представить?
Валерий: Я Башлачёва вообще не представляю в команде.
Александр: Правильно.
Валерий: Вот посади меня, спроси, что ты можешь тут сыграть. Я скажу - не знаю. Разведу руками, клянусь я не знаю. Это в первый раз в жизни, когда я вообще не представляю, что нужно играть.
Александр: Если бы мне как стороннему музыканту была поставлена задача что-то с подобным материалом сделать, мне вольно-невольно нужно математическое расписание. Пусть оно даже будет нечетное. Я его выучу. Не выучу — сыграю с листа, но это должна быть такая определённая математика. А музыка и пение Башлачева- это больше настроение. Этим и хорошо, как раз. Это живость. Сегодня так спою, завтра по-другому эту строчку прочитаю. Вот представьте, Вы приходите в Эрмитаж, висят картины, и они каждый раз меняются. То есть авторы в состоянии их изменить — краску перемешать, изображение, разрез глаз, Джаконда сегодня так смотрит, а завтра - с закрытыми глазами. Это образно о моем представлении пения и подачи Башлачёва. А вот теперь представьте, что вместо этого художника, который в зависимости от своего настроения меняет эти картины, поставят ещё одного художника, который рисовать умеет, но не знает, что первому художнику в голову взбредёт. Вот не может автор пробежать и все картины свои изменить, но мысль есть. Ты изменяешь, а он приходит и говорит: «Что ты такое нарисовал? Я совсем не то имел ввиду». - «Да вроде всё то». - «Нет, не фига не то!». Таким людям практически невозможно сосуществовать с другими музыкантами даже с самыми идеальными. Пока ты один, ты можешь делать что угодно. Но как только одна личность соприкасается с другой образуется система, а система должна подчинятся каким-то правилам. Просто музыку записать, какой-то аккомпанемент можно, но это бы убило то за что его многие люди и воспринимают. Это слово под акустическую гитару.