А.Ю: У меня к вам такой вопрос. Хорошо вам известный человек Сергей Курёхин устраивал шоу Поп-механики, кто там только не играл. Насколько я понимаю, Вы никогда не участвовали в этих перформенсах...
Александр: Слава Богу нет! Курёхин же тот ещё стебок музыкальный. Его эта Поп-механика, не постесняюсь этого слова — на..балово в крупном масштабе. Когда я видел постные лица всех этих музыкантов, выстроившихся — бум-бум-бум...бууум. Конечно, параллель не совсем правильная, но Курёхин - это примерно тоже самое как я в общежитии в момент встречи с Майком. Ну нехрен ему делать. Человек, конечно, очень талантливый. Я слушал его пластинки, которые он выпускал там, за границей, музыку к кинофильмам — у него огромный музыкальный диапазон. А это он просто дурил, охота ему постебаться, и всё. А когда этот стёб можно внедрить в массы, и ладно бы там Цой и иже с ним бу-бу-бу делали, а когда ещё народ приходит, и челюсть отвисает. Обсуждают всё серьёзно. Натуральный стёб. Одно дело, когда в Поп-механику народ вливался, чтобы за границу уехать, что было трудно сделать в то время, либо просто выступить там где-то — вот мы ах!, или просто водки попить за компанию. А мне это было сразу очевидно, я вообще не понимал этого шухера вокруг него. Это не значит, что как культурное явление - это плохо! Это хорошо. Музыкальный стёб я, как раз, очень люблю. Мне всегда АВИА очень нравились, вся их эстетика. Группа НОМ тоже замечательная. У Курёхина это просто приняло такой глобальный космический масштаб. Я не то чтобы слышал всё, что он делал, я просто знаю потенциал его как музыканта. Даже не знаю, с чем сравнить. Это как Френк Заппа — музыкальный хулиган. Тоже самое — человек дурит, нарушает принципы. Уйти от академизма, нарушить, но не так потихонечку, а глобально.
А.Ю: С профессиональной точки зрения «Аквариум» периода до Курёхина, Титова, ну и, скажем, Трощенкова это по уровню те же музыканты, что и Майк.?
Александр: Да-да-да. Несмотря на то, что я со всеми «Аквариумами» знаком, глубоко я не проникал в эту тусовку. Желания особого не было, да я и понимал, что сами по себе, они являются такой замкнутой структурой, которой в общем-то «Зоопарк» тоже являлся. Правда, в несколько иной форме, но тем не менее. Они там закрывали глаза, что Файнштейн там не особо басит, Боря что-то бренчит, нет соло-гитариста. Акустический этот период, он как раз самодостаточен. Ни лучше, ни хуже. Бывают такие формы музыкальные, когда лишняя техничность не к месту. Хорошо, конечно, когда человек играет, но если это будет выпячиваться...А человек, который хорошо играет, он вольно-невольно хочет донести это до слушателя. Я играю, конечно, но я могу ТАК сыграть, и это превращается в лидирование какого-то музыканта. Вот все эти соло-гитаристы, которые пишут там килограммы альбомов со страшными запилами, вот это люди, которые хотят донести, что они очень хорошо играют. А есть люди, которые хорошо играют, но знают, что хорошо играть иногда лучше хорошо не играть. Среди гитаристов это особенно заметно, а среди барабанщиков реже, но это более ярко проявляется. Вот Валера, как барабанщик, не даст соврать, что существуют очень известные люди, которые такого могут наворотить, но приходят и играют в каком-нибудь составе. Стив Гет, например. Я очень удивился, когда услышал концерт Simon&Garfunkel - бренчальщики ещё те! Параллели с «Аквариумом» не буду проводить, но что-то вроде того. Выходят кексы такие и начинают нудеть на акустиках, а потом смотрю, а играет-то с ними Стив Гет. Вот человек отыграл, что не слышно, что это Стив Гет. Это замечательное свойство музыканта...
Валерий: Нет, ну барабанщикам слышно...
Александр: Валера, я же со своей точки зрения говорю, конечно, какие-то кусочки есть, где слышно, что непростой товарищ играет. Вот такой музыкант, в частности, очень высокого уровня, с которым я много общался - это Женя Губерман. Он, как раз, когда работал приглашённым музыкантом, умел так сыграть, чтобы влиться, но при этом быть независимым от желания проявить себя. Наиграть то он мог ого-го, но этика игры на музыкальном инструменте присутствовала.
А.Ю: Тогда ещё о профессионализме - вы в своих воспоминаниях пишите, что когда на бас в «Зоопарк» пришёл Сергей Тессюль, Вы, так сказать, напряглись, поскольку Сергей был уже человек с хорошим музыкальным багажом…
Александр: Я, как человек не имеющий музыкального образования, к сожалению, с определённым пиететом отношусь к людям с музыкальным образованием, которое, безусловно, массу моментов упрощает. Если бы мы вместе начинали с музыкального нуля- это было бы одно дело, но «Зоопарк» к моменту, когда пришёл Серёга уже определённый образ, стилистику, технику набил, и тут человек абы-какой прижиться моментально не мог. Музыка - сама по себе сложно, так такой винегрет композиционный. Вот когда музыкальные критики упорно привешивают ярлык — ритм&блюз, рок-н-ролл...Хрена с два! Музыкальная кухня «Зоопарка» намного сложнее, там присутствует масса скрытых элементов. Люди, которые разбираются услышат, а если человек этого не знает он просто не заметит. Серёга мимо денег, конечно, попал. На эту тему мы говорили, в этом не только один Серёга виноват, может быть я был слишком злобен, точнее въедлив и щепетилен, но, я считаю, это требовалось однозначно. Простую музыку играть гораздо сложнее. Возможно это достаточно образно, но представьте — чистое поле, засыпано снегом, и там следы, человек прошёл, а рядом тракт весь затоптанный. Так вот когда играешь простую музыку, ты должен точно попасть в следы, где один человек прошёл, не важно какие у тебя ботинки. Ты должен попасть. А сложная музыка зачастую представляет из себя этот тракт, пришёл человек в абы-каких ботинках , и никто и не заметит.
А.Ю: Ещё один Ваш коллега по «Зоопарку» Александр Петрович Донских тоже профессиональный музыкант...
Александр: Александр -да! В своей области я его музыкальный талант очень высоко ставлю. Талантлив от природы и голосом обладает, и своим взглядом музыкальным. Он влиял на творчество и в определённый момент времени вклад сделал очень большой. Глэм-роковый вариант с бек-вокалом в середине 80-х они с Майком создали фактически вместе. Эта область музыки, в которой он хорошо разбирается, понимает эту эстетику. Он сделал это хорошо. Если бы, допустим, я захотел привлечь бэк-вокал, я не смог бы этим девушкам даже объяснить, что я хочу. Даже если бы я представлял, как это должно быть. Это очень важно донести и воплотить в жизнь. Я лично, когда стала готовиться эта программа, был против, и не разделял этого мнения очень долго. Я играл, но был против, сама идея мне не нравилась, а то, что она хороша, я оценил значительно позже. Александр, как человек тонко чувствующий, подходил очень внимательно не только к звучанию, но и к тому, как это выглядит, к образной эстетике, которую мы отрицали. Было сделано неправильно, ну так как не разделяли, естественно. Золотого пиджака из нас никто не поимел на выступлении, а может и зря. Возможно если бы полностью воплотили образ было бы ещё лучше, ну, Слава Богу, звуковое осталось воплощение. Я думаю, сам Майк осознал, что постоянно это быть не могло, а как проба в этом стиле - это хорошо. У Майка чувство стиля присутствовало однозначно. Даже не очень хорошо воплощённое музыкально, чего уж там скрывать: и играли не всегда хорошо, и записано плохо, но он всегда был на уровне. Гитарист мог залажать, барабанщик попасть мимо денег, а Майк уверенно качал. Не нужно представлять, что я как гитарист или Валера как ударник закрывали какие-то страшные огрехи, неведомые публике. Нет, конечно. Такой подачи вокальной я не слышал ни у кого. Не могу назвать никого в этом стиле. А это огромная составляющая звучания «Зоопарка», и народу нравится. Потому что это не есть что-то такое — аля-Поп-механика, бред сумасшедшего, который много может, но хочу вот такое, что вообще никому не нужно. Или копирка какая-то. Если Майк взял и, как Лу Рид, фигачил...это было бы не то, Майк не терял самобытности...
А.Ю: Я слышал неоднократно, что Олег Евгеньевич Осетинский занимался с Майком сценической речью...
Александр: Я слышал об этом, но с ним я не знаком. Майк очень высоко отзывался о нем, говорил, что он многое ему дал. Конкретно- как и что- я не знаю, но как человек театральный, видимо, какие-то вещи он донёс...Что такое есть обучение? Это не то, что человек сидит рядом и упорно показывает, как и что делать. Правильный преподаватель...ему достаточно сказать несколько предложений, если, конечно, это золотой преподаватель. Потом есть такой момент, как самообразование, если тебя правильно направят, скажут, как и чего делать, то всё спокойно, а когда рядом из-под палки- тогда получается тупое копирование. Копия преподавателя в лучшем случае. Я не думаю, что Майк сидел у Осетинского месяцами, обучайте, мол, художественной речи. И хорошо, что он в музыке особенно не разбирался, я помню Майк, когда что-то рассказывал (но он особенно не распространялся), говорил, что поставил Лу Рида ему, а он сказал: «Вот-вот! Товарищ всё правильно говорит! Чего мне тебе рассказывать, слушай Лу Рида» ...
Валерий: Майк мне рассказывал об Осетинском, о некоторых моментах обучения — как он заставлял Майка одну и туже фразу с разными интонациями: с тоской, с радостью, и запоминай, как ты это делаешь. Я это запомнил, потому что у меня жена была актриса, и она мне рассказывала, как их там учат, и я нашёл много общего с тем, что мне рассказывал Майк. Он не только Майку многое рассказывал, он и Борю кое-чему обучил...
Александр: Да, это, слава Богу, что я отошёл от этой своей гитарной тематики, а то малость увлекся, чтобы это не превращалось в славословие, что всё музыканты сделали. Однозначно нет. Безусловно. Тому доказательство, когда люди выходят майковские песни петь. Другого образца не нужно. Даже если хорошо сыграно, они всё равно на 99% хреново сделанные. Почему? Потому, что отсутствует именно такая подача. Люди покупаются, что вроде петь особенно не нужно, речитативом...
Валерий: Проговорил, а вложения интонации нет. Главное же интонировать. Это самое сложное в вокальном мастерстве.
А.Ю: У меня к Вам обоим такой вопрос — на выставке Реалии Русского рока в 1991 году Майк дал интервью, в котором на вопрос корреспондента о том, почему во второй половине 80-х у него практически перестали выходить альбомы, он ответил, что если бы у него была студия, то он сразу бы записал три альбома. Как вы это прокомментируете?
Александр: Наверное, только сейчас у меня появиться ответ на этот вопрос. Он неоднократно задавался. Так вот...одним из ответов на этот вопрос будет то, что у нас не было контракта. У нас не было обязательства писать альбомы!
Валерий: Я закончу Сашину мысль, поясню, что мы имеем ввиду. Когда был рок-клуб, было так, что раз в год проходил фестиваль, и раз в год нужно готовить новую программу.
Александр: Да, кстати. Что-то я об этом подзабыл уже...
Валерий: Когда я пришёл играть в «Зоопарк», была создана программа, следующая программа, где Дядя Миша играет, была спущена на тормозах. Мы стали лауреатами, Майк кому-то звонил на следующий день (я слышал разговор), он говорит: «Ну всё, мы стали лауреатами, сбылась мечта идиота!» И мне показалось, что после он сам себя отпустил...
Александр: Если у человека есть обязательства что-то делать — он будет делать, лучше - хуже, чем было до того, но будет делать, а если нет обязательств, то естественно, что человек расслабляется. Кроме того у нас начался достаточно большой период гастрольной суеты, и сесть, заняться чем-то таким достаточно сложно, а сочинение музыки, песен требует вдохновения, это же не процесс точения гаек. Если нет вдохновения - должны быть обязательства. И ещё один важный момент: когда мы начинали вводить какие-то произведения, не входящие в нашу стандартную программу, пусть даже они и лучше были сделаны, публика воспринимала гораздо хуже, хотя песни-то хорошие!
Валерий: Причём они часто были даже раньше записаны, хорошие старые Майковские песни. «Седьмое небо», например,..
Александр: «Женщина» мне всегда очень нравилась.
Валерий: «Седьмое небо»- Бог знает, когда была записана. Мы её сделали в хард-роке таком хорошем! Мне страшно нравилось её играть в жестком таком стиле, но она выбивалась...
Александр: Ещё раз скажу, если бы у нас был контракт, например, выпускать в год по пластинке, ситуация была бы однозначно другой.
Валерий: Возвращаясь к твоему вопросу - материал был, может быть не на три альбома, но парочку бы мы записали...
Александр: Человек с течением времени трансформируется, я думаю, что Майк уже не сочинял бы такие чисто акустические песни, которые были до образования «Зоопарка» - «Ода ванной комнате» и т.д. В силу взросления, изменения личности, это было невозможно. Может и состав наш на тот момент его идеям не соответствовал. Это закономерное явление, проходит какой-то этап, и хочется что-то изменить. Кто-то знает как должно быть, а кто-то не знает...
Валерий: По поводу состава что-то было такое...Когда мы работали над восстановлением Цоевской записи, Майк тогда сольник собрался писать, пригласил меня над ним работать, но не позвал меня барабанщиком, а я застеснялся и не стал спрашивать почему.
А.Ю: В каком же качестве он позвал участвовать?
Валерий: Чисто с продюсерской стороны...
Александр: В этом нет ничего страшного. Не буду идеализировать нас, как коллектив музыкантов, но до определённой точки мы дошли, я, функционируя в группе «Зоопарк», три или четыре альбома записал в стиле панк-рок, помогал людям, там музыка более гитарная, но это не значит, что я уходить собирался, и внутри коллектива это чувствовалось. Довели до максимума в этом разрезе. Ведь одной песни же недостаточно, чтобы изменить стиль коллектива, нужно целое направление. Не исключаю, что у Майка такие мысли были, но он не конкретизировал, нужно же было найти людей-единомышленников.
Валерий: В конце 80-х, когда мы покатались, Майк уже бывало играл не с «Зоопарком», какие-то выступления с другими людьми, репетиции, и это чувство новизны ему нравилось, потому что когда долго играешь в одном коллективе и уже знаешь кто, что, когда нажмёт.... Думаю, поэтому он и хотел записывать сольный альбом...
Александр: Валера, здесь важно не путать желаемое и реальную возможность. Я тоже много чего хотел сделать музыкально, ещё с чёрте какого времени, но конкретные шаги сделать очень сложно и даже не возможно иногда. Наш гастрольный период не совпал с развитием шоу-бизнеса. Возможности взаимодействия шоу-бизнеса и «Зоопарка» на тот момент у нас не было. Всё. Мы как варились в своём котле, так в нём и остались. Не занимались этим. Это большая ошибка. У Майка не было желания, никто из нас не проявил должного желания. Валера вот, как бюрократ, какие-то попытки делал, конечно, но без общего настроя в коллективе ничего не вышло. Я сам человек не общественный, ходить- разговаривать не люблю. Несмотря на то, что знакомых у нас масса, у Майка ещё больше. Дело есть дело, сидение за столом совсем другое.
А.Ю: Съёмки фильма "Буги-вуги каждый день" это попытка влиться в музыкальный бизнес?
Александр: Нет. По поводу фильма, точно корней его возникновения, я не знаю. Сказать, как мы там оказались, я не могу. Могу, конечно, наврать чего-нибудь, что потом станет фактом, но этого делать не хочется, чтобы не искажать правду. Валера знает лучше.
Валерий: Я могу сказать, что сама концепция фильма мне стала понятна много позже после премьеры.
Александр: Я вообще тоже бредом это воспринял.
Валерий: И только потом я стал понимать эти иллюзии, чередование черно-белых и цветных кадров, что они значат. А Майку это было понятно с самого начала. И, по-моему, ему одному.
Александр: Я думаю, что, как и с сольным альбомом, никто конечного результата этого фильма не представлял. Некоторые длинноты, косяки то ли режиссерские, то ли при монтаже меня утомляют. Нет, может с точки зрения Джармуша, Тарковского- это правильно. Я говорю, как потребитель, смена кадра должна равняться, к примеру, глотку пива. В плане коммерции от этого фильм потерял, безусловно.
Валерий. С "Буги" были и внешние факторы, от нас не зависящие, сначала он задумывался как полнометражный большой фильм, потом - как короткий, были проблемы с финансированием, плёнка кончалась. В результате получилось ни то, ни сё.
Александр: Я, как любитель доступного кино, понимаю, что фильм задумывался как многослойный, но этой многослойности не получилось.
Валерий: И при всём этом далеко не все хорошие кадры в него вошли. Я просто ждал их, а их нет.
Александр: Единственное, что можно сказать в защиту, что хороших фильмов о музыкальных коллективах нет. Так что мы сделали ещё один хреновый фильм! И гордимся этим!(смеётся). Я тут посмотрел, правда весь не вытерпел, "Help" о Beatles. Вот уж хлам- так хлам! Не при Коле Васине будет сказано (смеются вместе) Можете это оставить, только повесьте бирку «Коле Васину не читать».
продолжение следует...