Найти тему
Твой Информ

Кызыльский мусорный коллапс

«Он охотно берёт самое тяжёлое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи», – сказал английский писатель Джером Клапка Джером. Интересное выражение и как нельзя кстати подходит к нашей сегодняшней мусорной проблеме, я бы даже сказал, мусорному коллапсу, который переживает Кызыл. Да, наверно, проще сначала взять на себя ответственность, потом найти того, кто начатое закончит за тебя. Или проблема с мусором имеет более глубокие корни?

Давайте попробуем разобраться: как решается вопрос с вывозом бытовых отходов и когда город станет чище?

Деньги – в мусорные баки

Сегодня во дворах Кызыла мусор убирают сотрудники МУП «Благоустройство». Мэрия города для этого купила 200 новых контейнеров. Их устанавливают в микрорайонах города, где есть острая необходимость в этих самых контейнерах. Распределяют ёмкости согласно заявкам управляющих компаний и ТСЖ, в которых речь шла о 150 мусорных баках, то есть, приобрели с запасом. Мэрия утверждает, что нехватка контейнеров образовалась из-за небрежного обращения при их выгрузке перевозчиками регионального оператора и краж населением общедомового имущества.

«У многих баков за годы эксплуатации нарушилась целостность, и они вышли из строя», – отчитывается мэрия перед гражданами на своем официальном сайте.

Градоначальники добавляют, что согласно действующему законодательству, именно региональный оператор должен был обновлять контейнеры, направляя на эти нужны не менее одного процента от годовой выручки. «К сожалению, за время работы с октября 2018 года по март 2020-го региональный оператор ООО СТ-ТБО не выполнил это обязательство, и контейнерный парк города сильно обветшал без своевременного обновления», – сообщается на сайте мэрии столицы Тувы.

Закон на свой лад?

Видимо, законы читают не все и не до конца, поэтому и трактуют на свой лад. Потому как за содержание тех же мусорных площадок, включая очистку и ремонт баков, создание новых мест накопления ТКО, ответственность несут муниципалитет и управляющие компании.

Так что же об этом никто не упомянул? Впрочем, как и о том, что мэрия имеет точно такую же «привилегию», как и СТ-ТБО, по установке мусорных баков. Но этим занялись только сейчас. А что же два прошедших года ждали? К слову, как заявляют представители СТ-ТБО, пока мэрия бездействовала, они-то как раз размещали в разных точках города контейнеры.

И даже региональный оператор перевыполнил свою часть обязательств, установив за время работы в регионе 35 мусорных баков. Половины из них уже действительно нет и в помине.

Вот так мусор и убираем, больше времени уходит на препирательства и поиски крайнего! Работай все эти люди слаженно, глядишь, что-то путное бы да вышло и не пришлось разгребать мусорные завалы в гордом одиночестве.

Ожидание и реальность…

Хорошо. Мусоросборники новые наконец-то появились. А вот почему твёрдые бытовые отходы вывозят не те, кому по квитанциям люди деньги платят? Сбором, транспортировкой и захоронением твёрдых коммунальных отходов ООО СТ-ТБО стало заниматься с 2018 года – в рамках Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Соглашение между Министерством строительства республики и региональным оператором заключено на 10 лет. На своём официальном сайте с лозунгом

«Чистое будущее – в чистом настоящем» компания отмечает: «Скопление различных бытовых отходов – одна из значительных проблем территорий. Оптимальное её решение – своевременный вывоз ТКО. Гарантируем оперативное выполнение работ и конкурентные цены».

И вот – 17 марта – из-за финансовых проблем, связанных с хроническими неплатежами как населения, так и организаций, компания деятельность свою приостановила, правда, только по вывозу мусора из многоквартирных домов. Об этом решении были проинформированы республиканские и городские власти, а также надзорные ведомства. Кстати, это единственный случай в стране – с начала реализации мусорной реформы в России, а прошло всего чуть больше года – когда региональный оператор, по сути, перестал выполнять свои обязанности.

«Мы приостановили отгрузку в связи с огромными долгами управляющих компаний перед нами. Речь идёт о 26 миллионах рублей, и эта сумма только увеличивается. Фактически за труд мы не получаем никакой оплаты, а ведь всё это время мы работали за свой счёт. Городская администрация, Минстрой Тувы, республиканская прокуратура, региональные власти в курсе положения дел, но никаких мер по погашению долгов не принимают. Наоборот, всё идёт к тому, чтобы нас вытеснить с рынка. Выход я вижу один – вернуть нам долги, и компания вернётся к своей деятельности», – комментирует ситуацию генеральный директор ООО СТ-ТБО Сергей Шапкин.

Во избежание катастрофы

После того, как региональный оператор перестал убирать мусор, в адрес мэрии Кызыла поступили сотни актов о нарушении договоров на вывоз твердых коммунальных отходов. Чтобы не допустить чрезвычайной экологической ситуации, градоначальники 21 марта ввели режим ЧС, ведь, по их мнению, приостановлением своей деятельности СТ-ТБО создал эпидемиологическую угрозу распространения инфекционных заболеваний на территории Кызыла, что ведёт к угрозе здоровью населения. Ну если объективно, то постарались создать эту самую угрозу все вместе. Одни не платили за вывоз мусора, другие просто не хотели или не умели работать, четвертые вели подковерные интрижки и разбирательства в судах, а пятые просто отказались работать бесплатно.

В общем, приняли решение привлечь к вывозу образовавшихся свалок МУП «Благоустройство», а также управляющие компании и частные организации.

«Наше решение поддержал Общероссийский народный фронт в Туве, Хурал представителей Кызыла, Верховный Хурал региона и Общественная палата республики. Мы вынуждены убирать мусор сами. Если этого не делать, то наступит экологическая катастрофа», – сетует первый заместитель мэра Кызыла по жизнеобеспечению Александр Черноусов.

По стандартам, в зимнее время мусор нужно вывозить раз в трое суток, а летом и вовсе ежедневно. Сегодня, чтобы пытаться соблюдать нормы по утилизации твёрдых бытовых отходов, в городе работают 25 единиц спецтехники – это транспорт «Благоустройства», управляющих компаний и ТСЖ.

Тем временем, СТ-ТБО продолжает оставаться сторонним наблюдателем, но при этом жители исправно получают квитанции на оплату вывоза мусорных отходов.

Разумеется, в мэрии считают, ситуация стабилизируется только тогда – когда в Кызыле будет новый региональный оператор, у которого достаточно мощностей для вывоза твёрдых бытовых отходов. Для этого потребуется около 30 машин на обслуживание 250 городских контейнерных площадок во дворах многоквартирников и ещё десять спецавто – для уборки мусора в частном секторе», – резюмирует первый заместитель мэра Кызыла по жизнеобеспечению Александр Черноусов.

Только через суд

Известно, что Министерство строительства и ЖКХ республики приказом от 20 марта 2020 года СТ-ТБО статуса регионального оператора лишило. Документ подписал на тот момент и.о. министра Мерген Дагба. В Минстрое сообщили, что поиском нового регоператора будет заниматься Министерство природных ресурсов и экологии Тувы. Но найти замену не так просто, ведь соглашение между СТ-ТБО и Минстроем действует.

«Досрочно это соглашение можно расторгнуть только в судебном порядке. Если арбитражный суд иск удовлетворит, и в течение 10 дней СТ-ТБО решение не оспорит, то документ силы иметь уже не будет, и мы можем объявлять конкурс на нового регионального оператора. Но в любом случае – пока мы не найдём замену СТ-ТБО, эта компания должна работать», – заявили в Минприроды республики.

А кто сможет заменить СТ-ТБО в случае полного сложения полномочий по уборке и вывозу мусора региональным оператором, догадаться совсем не сложно. Ведь дело к тому и шло.

И честно сказать, жителям уже все едино, кто тут прав, кто виноват, чей контейнер должен стоять во дворе, кто следить обязан за состоянием контейнерных площадок, и почему не следит. Хочется, чтобы проблему наконец-то устранили! Правда многие кызыльчане при этом забывают погасить долги за вывоз мусора, но ждать и верить в лучший исход продолжают…

А. Баженов