Представьте, что вы хотите впиться зубами в румяный, свежий и аппетитный круассан, берете его в руки и… обнаруживаете, что он деревянный! Да-да, такое вполне может произойти, ведь работы Сейдзи Кавасаки (Seiji Kawasaki) совершенно неотличимы от настоящих продуктов.
В какой-то момент художник понял, что обычная резка по дереву или столярные работы не заставят мир говорить о нем, и переключился на изготовление еды из дерева. И это принесло ему просто бешеную популярность в Японии и за её пределами.
Внешний вид его «съедобных» скульптур обманет кого угодно, ведь в них присутствуют мельчайшие детали, превращающие кусок древесины, скажем, в креветку. И только иногда автор намеренно оставляет большую часть оригинального материала в естественном виде, чтобы не слишком терзать чувства гурманов. Художник называет самого себя фанатом еды, а свое творчество – своеобразным фан-артом.
Неважно, какая текстура у продукта, который создает Сейдзи – он умело воспроизводит и мелкие чешуйки сушеных килек, и тонкие пластинки чипсов, и даже ноздреватую поверхность поджаристого тоста. При этом работает мастер на удивление быстро: невероятно сложные в исполнении «блюда» он создает всего за два–три часа. Использует Сейдзи те же инструменты, что и остальные резчики по дереву, а затем при желании красит «продукты», воспроизводя малейшие нюансы цвета, что довершает иллюзию. Но некоторые места все же остаются неокрашенными, чтобы кому-нибудь не пришло в голову попробовать фигурку на вкус.
Тонкость и точность работ Сейдзи не может не восхищать. В этом аспекте его произведения напоминают искусство создание японских статуэток-нэцкэ. Эти миниатюрные фигурки из дерева, металла или кости также требуют большого умения в изготовлении. Кому-то работы Кавасаки могут напомнить знаменитую инсталляцию, которую в 2010 году представил в галерее Тейт Модерн современный китайский художник Ай Вэйвэй. В том случае речь шла об огромном количестве семян подсолнечника, изготовленных из фарфора и раскрашенных вручную. Но Сейдзи довольствуется менее масштабными проектами.
Новые работы художника можно увидеть в его инстаграме, куда он регулярно выкладывает фото своих задумок. Так, например, в какой-то момент автор решил сделать все наоборот и изготовил миниатюрный стульчик из баумкухена. Это вид выпечки, напоминающей кекс. Он подошел к этой задаче со всей серьезностью и очень похоже «сконструировал» сдобный предмет мебели.
Такой нестандартный взгляд делает произведения Сейдзи занятными и привлекательными для зрителя. На персональном сайте автора можно увидеть также деревянные цветы, глиняных животных, но наиболее популярными остаются все же изображения еды.
Кстати, если для европейца такие «подделки» являются экзотикой, то в Японии муляжи еды вовсе не редкость. Практически каждое уважающее себя кафе в крупном японском городе имеет при входе витрину с «сампуру» (от английского sample) – очень реалистично выполненными копиями блюд, которые подают в этом заведении. Их изготовление является прибыльным бизнесом, а сами муляжи могут обойтись рестораторам в огромную, до миллиона йен, сумму.
Фигурки Сейдзи оригинальны и уникальны, благодаря материалу и вниманию автора к деталям. Каждое «блюдо» в его исполнении – уже не муляж или реклама, а своеобразный предмет искусства. В Японии, где вкусная еда занимает особое место в иерархии жизненных удовольствий, это имеет большое значение.
Сейдзи объясняет суть своего творчества понятием «квалиа», означающим чувственное восприятие того или иного предмета. И если пища является неотъемлемой частью жизни, а наслаждение ею - искусством, то почему бы еде не иметь собственной ниши в творчестве?
Автор: Мария Аверина © Artifex.ru