Выдающиеся музыканты
Зимой 1968 года (я тогда учился в школе) в мои руки попала «сорокопятка» (маленькая пластинка на 45 об/мин с двумя песнями) с записями группы, о которой я ничего не знал. На хрустящей бумажной обложке и на «яблоке» с большой дыркой было написано: Spencer Davis, с лицевой стороны песня I’m A Man, с оборотной – I Can’t Get Enough Of It.
Я поставил пластинку на вертушку и не поверил своим ушам, посмотрел на фотографию на обложке – и не поверил глазам: абсолютно «черный» ритм-энд-блюз исполняли абсолютно «белые» музыканты. Непривычно было и то, что в амплуа солирующего инструмента выступала не гитара, как ожидалось, а клавишные – роскошный Hammond и фортепиано, на которых играл настоящий мастер. Этим мастером был 19-летний Стив Уинвуд, к тому времени уже известный, опытный музыкант, обладатель натурального, а не притворного блюзового голоса.
Стив Уинвуд – музыкант, почти неизвестный сегодня в России. Тем временем, на Западе этот мультиинструменталист и великолепный вокалист не потерял популярности до сих пор, хотя начал выступать более полувека назад, когда в составе Spencer Davis Group он поднялся на вершину музыкальных чартов. После Spencer Davis Group он был центральной фигурой в Traffic и выступал в составе Blind Faith – одной из первых в мире настоящих супергрупп, где вместе с ним играли Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер.
Здесь вы узнаете, что Стив Уинвуд говорит о себе, о творчестве, о музыке и музыкантах.
«Большинство тинейджеров 60-х, выходя из дверей школы, сразу окунались в новую музыку, которую их родители считали странной, а они сами – великолепной. Они эту музыку впитывали, а я ее играл: с 9 до 15 лет – на гитаре в группе своего отца, а потом – на клавишных, в разных составах. Мне даже посчастливилось выступать с такими известными блюзменами, как Ти-Бон Уокер, Сонни Бой Вильямсон и Джонни Ли Хукер.
Мои 15-летние сверстники тащились от Beatles и Stones, а я, вместо того, чтобы «фанатеть», занимался тем, что сколачивал собственный состав – The Spencer Davis Group, который очень скоро отметился в «топах» такими хитами, как Gimme What Loving, I 'm a Man и Another Help Me.
С тех пор моя жизнь шла своим курсом, я проработал в группах более 10 лет и, фактически, пропустил собственную молодость. Вообще, большинство людей, стартовавших музыкальную карьеру в юности, финишируют очень печально. Пожалуй, единственное, что меня всегда спасало, мотивировало и мотивирует до сих пор – это любовь к музыке.
Кстати, в рок-музыку я пришел не сразу. Я знаю, что разные музыканты пришли к року разными путями: некоторые хотели изменить мир, некоторые – в этот мир окунуться, некоторые – забыться там, или просто уйти от повседневной рутины и делать то, нравится. Я пошел по классическому пути – поступил в музыкальный колледж, когда мне было 13. Правда, меня оттуда быстро вытурили, но музыка настолько меня увлекла, что я уже тогда понял и сегодня уверен в том, что никогда не перестану учиться музыке.
После Spencer Davis Group я сколотил группу Traffic. По сути, мы не были композиторами, просто музыкантами, которые хотели играть. В то время у нас был контракт со студией и, кроме того, нас постоянно «крутили» по радио, и те, и другие требовали от нас исполнения композиций строго определенной длительности. В результате, песни нам пришлось сочинять самим – это был единственный способ не вывалиться из обоймы и продолжать играть. Беда в том, что я не очень плодовит, и нередко мне приходилось и приходится до сих пор много работать, чтобы что-то написать.
TRAFFIC, Dear Mr. Fantasy, гитара и вокал – Стив Уинвуд
В группу Blind Faith меня пригласил Эрик Клэптон, с которым мы дружили еще со времен Spencer Davis Group. Он познакомил меня со своими друзьями, мы вместе слушали музыку, я помогал ему при записи некоторых песен.
В Blind Faith мы пытались создавать музыку, которая выходила за рамки того, что мы делали прежде. Эта музыка была деликатной, в то время как публика хотела от нас хард-рока. И когда мы впервые выехали на гастроли и стали играть для больших аудиторий, зрители не поняли, зачем пришли на концерт, где со сцены звучат не привычные для их слуха «фендеры с перегрузом», а нежные акустические гитары. Так что наша затея не сработала, она была обречена с самого начала.
В конце 70-х началась моя сольная карьера – записи пластинок и выступления. Помимо этого, я много лет сотрудничаю с Эриком Клэптоном и принимал участие в его грандиозном проекте The Crossroads Guitar Festival. И это мне нравится!»
The Crossroads Guitar Festival, Presence of the Lord, Эрик Клэптон (гитара, вокал), Ститв Уинвуд (орган Hammond, вокал)