Найти тему

Фердинанд (САУ) история создания 6

Оглавление

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также имела названия: «Элефант» (нем. Elefant — «слон»), 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmkanone mit 8,8 cm StuK 43, Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд[1].

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942–1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, но истребитель танков по сути был беззащитным перед пехотой противника, поскольку изначально не имел пулемета. В дальнейшем эти машины были оснащены пулемётом и участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина[2].

История создания

История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру, проведя показательные стрельбы. Оба образца показали близкие результаты, и решение о выборе образца для серийного производства не было принято. Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля. В апреле — июне испытания были продолжены, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка[2]. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений[1].

Несмотря на принятое решение, Порше не прекращал работы над совершенствованием своего танка. 21 июня 1942 года рейхсминистерство вооружения и боеприпасов на основании личного распоряжения Гитлера дало указание об установке на танк мощной 88-мм пушки с длиной ствола 71 калибр. Однако, установка данной пушки в существующую башню оказалась невозможной, о чём руководство завода «Нибелунгенверке» сообщило 10 сентября 1942 года. Параллельно также по инициативе Гитлера прорабатывался вопрос об установке на шасси танка трофейной французской 210-мм мортиры в неподвижной рубке[2].

Ещё в марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооружённую мощной 88-мм пушкой PaK 43[1]. 22 сентября 1942 года фюрер высказался о необходимости переделки шасси «Тигра» Порше в такую установку, одновременно усилив лобовое бронирование до 200 мм. Официально Порше был уведомлён о переделке танка в самоходное орудие 29 сентября, однако проигнорировал это указание, надеясь на принятие на вооружение своего танка с новой башней для размещения длинноствольной 88-мм пушки. Однако, 14 октября 1942 года Гитлер потребовал немедленно начать работы по переделке шасси танков Порше в противотанковые САУ[2]. Для ускорения работ к проектированию штурмовых орудий была привлечена фирма «Алкетт», имевшая большой опыт в данной области.

При проектировании «Фердинанда» Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12,8 cm K 40 (Sf) auf VK3001 (H). Эти тяжёлые машины, вооружённые 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году. Проект «конверсии» танков в САУ делался КБ «Порше» и фирмой «Алкетт» в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины — в частности, по причинам технологического характера (необходимость изготовления выреза в 200-мм броне, к тому же ослаблявшего лобовую плиту) построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования[1]. Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом, в кормовой части; в то же время, общая компоновка машины подверглась существенным переделкам. Поскольку новое орудие имело значительную длину ствола, бронированную рубку с пушкой было решено установить в кормовой части корпуса, ранее занятой двигателями и генераторами, которые, в свою очередь, были перемещены в середину корпуса. Механик-водитель и радист, оставшиеся на своих местах в передней части корпуса, оказывались таким образом «отрезанными» от всего остального экипажа. Вместо не доведённых и не находящихся в серийном производстве двигателей Порше были установлены двигатели «Майбах», что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения. Также, были заново спроектированы бензобаки увеличенной ёмкости. 28 декабря 1942 года проект САУ был рассмотрен и в целом одобрен (в ходе обсуждения проекта были высказаны требования к снижению веса машины, которые были удовлетворены рядом мероприятий, в частности уменьшением боекомплекта)[2].

В январе 1943 года на фирме «Нибелунгенверке» началась переделка танковых шасси в САУ. К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. В знак уважения к создателю Гитлер в феврале 1943 года приказал присвоить новым самоходкам его имя[1].

Производство

Работы по переделке первых двух шасси Tiger (P) в САУ начались в январе 1943 года на фирме «Алкетт». Модернизация корпусов с усилением их бронирования проходила на заводе «Обердонау» в Линце. В январе фирма отгрузила 15 корпусов, в феврале — 26, в марте 37 и в апреле — 12. Рубки самоходок были заказаны фирме «Крупп». Изначально планировалось, что окончательную сборку всех САУ будет проводить фирма «Алкетт», но в феврале 1943 года рейхсминистр вооружения и боеприпасов А. Шпеер предложил поручить эту работу фирме «Нибелунгенверке», что существенно облегчало транспортировку машин (предприятие «Нибелунгенверке» в Санкт-Валентине находилось всего в 20 км от завода «Обердонау» в Линце). Это предложение было принято, и все САУ, кроме первых двух, изготавливались на фирме «Нибелунгенверке». Первая машина вышла на испытания на Куммерсдорфском полигоне в апреле 1943 года, в этом же месяце было сдано ещё 30 серийных машин, остальные прошли приёмку в мае. Всего было изготовлено 90 «Фердинандов» (№ шасси 150010 — 150012, 150014 — 150100), которые после окончательного снаряжения боеприпасами, радиостанциями, запасными частями и инструментом были переданы в войска — 29 машин в апреле, 56 в мае и 5 в июне 1943 года[2]. Ещё одна машина, переделанная из линейного танка, какое-то время оставалась в распоряжении фирмы-изготовителя.

Описание конструкции

САУ «Фердинанд» в бронетанковом музее, Кубинка
САУ «Фердинанд» в бронетанковом музее, Кубинка

САУ имела достаточно необычную компоновку с размещением боевого отделения в корме в просторной рубке. В боевом отделении размещались орудие, боекомплект и большая часть экипажа; под боевым отделением размещались тяговые электродвигатели. В центральной части машины размещено отделение силовой установки, в котором установлены двигатели, генераторы, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки. В передней части корпуса находились места механика-водителя и радиста, при этом прямое сообщение между боевым отделением и отделением управления было невозможным, по причине разделения отделений термостойкими металлическими перегородками и расположения оборудования в отделении силовой установки[3].

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус САУ, доставшийся ей «в наследство» от тяжёлого танка, был собран из листов катаной поверхностно закалённой брони толщиной 100 мм (лоб), 80 мм (верхняя часть борта и корма) и 60 мм (нижняя часть борта). В лобовой части бронирование было усилено дополнительным 100-мм листом, крепившемся на болтах с пулестойкой головкой, таким образом, бронирование в лобовой части корпуса достигало 200 мм. Броня не имела рациональных углов наклона. Броневые листы лобовой проекции исполнялись из так называемой «морской стали» (М. Свирин), взятой из запасов Кригсмарине. Бортовые листы соединялись с лобовыми и кормовыми «в шип», снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами. Днище машины имело толщину 20 мм, его передняя часть (длиной 1350 мм) дополнительно усиливалась приклёпанным 30-мм броневым листом. В передней части корпуса находилось два люка над местами механика-водителя и радиста, с отверстиями для смотровых приборов. На крыше центральной части корпуса размещались жалюзи, через которые осуществлялся забор и отведение воздуха для охлаждения двигателей (через центральную и боковые жалюзи соответственно)[4]. Броневая рубка собиралась из 200-мм (лоб) и 80-мм (борта и корма) броневых листов, расположенных под наклоном для увеличения снарядостойкости. Для бронирования лба рубки была использована кованая броня из запасов немецкого флота. Броневые плиты соединялись «в шип», в ответственных местах (соединение лобовой плиты с бортовыми) усиливаясь гужонами, и обваривались для обеспечения герметичности. Рубка крепилась к корпусу косынками, планками и болтами с пулестойкой головкой. В бортах и корме рубки имелись лючки с заглушками для ведения огня из личного оружия (по одному в бортах и три в корме). Также, в корме рубки размещалась большая круглая бронедверь, использовавшаяся для замены орудия, а также для аварийного покидания машины экипажем, кроме того, в центре самой бронедвери имелся лючок, предназначенный для погрузки боекомплекта. Ещё два люка, предназначенных для посадки/высадки экипажа, находилось на крыше рубки. Также на крыше рубки имелись лючок для установки перископического прицела, два лючка для установки приборов наблюдения, а также вентилятор[5].

Вооружение

Основным вооружением САУ являлась 88-мм нарезная пушка Pak. 43/2[6][7] (ранее именовалась Stu.K. 43) с длиной ствола в 71 калибр. Это орудие являлось специально приспособленным для установки на «Фердинанд» вариантом противотанковой пушки PaK 43. Орудие массой 2200 кг оснащалось мощным двухкамерным дульным тормозом и устанавливалось в лобовой части рубки в специальной шаровой маске. Испытания обстрелом показали, что схема бронировки маски оказалась не очень удачной — в щели проникали мелкие осколки. Для исправления этого недостатка были установлены дополнительные щитки. В походном положении ствол орудия покоился на специальном креплении. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам орудия в верхней части ствола, а также вертикальный полуавтоматический клиновой затвор. Механизмы наведения располагались слева, у сиденья наводчика[8]. Наведение орудия осуществлялось при помощи монокулярного перископического прицела SFlZF1a/Rblf36, имеющего увеличение 5х и поле зрения 8°[9].

Орудие «Фердинанда» имело весьма мощную баллистику и на момент своего появления являлось сильнейшим среди танковых и самоходных орудий[10]. До самого конца войны оно с лёгкостью поражало все типы танков и САУ противника. Лишь лобовое бронирование тяжёлых танков ИС-2 и M26 «Першинг» на определённых дистанциях и курсовых углах защищало их от орудия «Фердинанда»[11].