Найти в Дзене
Военная история

Советский танк Т-35 – «парадная» машина Красной Армии

Оглавление

В 1938 году в Советском Союзе учредили медаль «За отвагу», в дизайн которой входило стилизованное изображение танка, бывшего в то время символом растущей военной мощи СССР. И этой боевой машиной был вовсе не БТ, участвовавший во многих конфликтах 30-х годов. На медали изобразили тяжёлый пятибашенный танк Т-35.

На протяжении 30-х годов этот танк считался самым мощным в Советском Союзе, но впервые пошёл в бой только с началом Великой Отечественной Войны, когда его уже собирались снимать с вооружения. И в боях он показал себя не совсем так, как ожидалось.

1 мая 1937 года, танк Т-35 на Красной Площади. Обратите внимание - над 76-мм и 45-мм пушками размещены фары для ночной стрельбы.
1 мая 1937 года, танк Т-35 на Красной Площади. Обратите внимание - над 76-мм и 45-мм пушками размещены фары для ночной стрельбы.

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Трофейный советский танк Т-35 ИЗ 67-го танкового полка, на испытательном полигоне в немецком Куммерсдорфе. Цифры на листах брони - показатели их толщины.
Трофейный советский танк Т-35 ИЗ 67-го танкового полка, на испытательном полигоне в немецком Куммерсдорфе. Цифры на листах брони - показатели их толщины.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

Прототип тяжелого танка Т-35А, с характерными «зализанными» обводами башни главного калибра
Прототип тяжелого танка Т-35А, с характерными «зализанными» обводами башни главного калибра

Конструкция

Коробчатый корпус Т-35 выполнялся из листов брони толщиной 10…50мм (большинство листов имело толщину 20мм), соединявшихся сваркой и клёпкой. Т-35 имел классическую компоновку с кормовым расположением мотора и трансмиссии, но вместо общего боевого отделения получил три.

В переднем отделении находился механик-водитель, официально занимавший должность «младшего танкового техника», и занимавшийся, помимо вождения танка, подготовкой водителей и механиков. Стрелок передней пулемётной башни одновременно был заместителем водителя.

Наводчик передней пушечной башни в звании лейтенанта был заместителем командира машины, а её заряжающий – собственно командиром башни.

В башне главного калибра, установленной на подбашенной коробке, помещались командир танка, наводчик, считающийся командиром башни, и радист – командир отделения. При этом заряжать орудие предписывалось и командиру Т-35, и радисту.

Кормовую пушечную башню занимали наводчик (заместитель командира главной башни) и заряжающий (младший механик-водитель), стрелок кормовой пулемётной башни дополнительных обязанностей не имел. Кроме этого, членами экипажа танка считались моторист и старший механик-водитель, занимавшиеся техническим обслуживанием Т-35 в парке.

На большинстве машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с характерной антенной в виде поручня вокруг главной башни. На ходу она обеспечивала дальность связи до 15 км. Двигатель М-17, использованный на Т-35, был дефорсированным до 500 л.с. авиационным бензиновым мотором.

-4

Топливо с октановым числом 70 подавалось в мотор двумя карбюраторами. Позже мощность двигателя удалось повысить до 580 л.с. В трансмиссионном отсеке, отделённом от моторного, находились 4-скоростная коробка передач, главный и бортовые фрикционы, и бортовые передачи. Там же установили вентилятор охлаждения и редуктор его привода.

Подвеска Т-35 состояла из четырёх (на каждый борт) двухкатковых тележек с пружинным подрессориванием. Поддерживающих катков шесть, причём все катки обрезинены. Направляющее (переднее) колесо имело механизм натяжения гусениц, ведущие звёздочки – сзади. Ходовая часть закрывалась фальшбортом из брони толщиной 10мм.

Менялось устройство люков – башенных и водителя. Башни, унифицированные с башнями танков Т-28 и БТ-5, в конце 30-х годов заменили на новые, конической формы. Подбашенную коробку шестигранной формы заменили прямоугольной. Наконец, толщину лобовой брони на последних экземплярах удалось довести до 70мм.

Вооружение

Танки Т-35 оснащались следующими видами оружия:

  • Пушка КТ. Калибр – 76 мм. Аналогичное орудие использовалось и на других бронированных машинах (например, на Т-28). Предназначалось оно для разрушения обычных укреплений противника, построенных без применения бетона, и огневой поддержки наступления пехоты. В распоряжении командира орудия иногда имелись также бронебойные снаряды, но эффективность их была невысока;
  • Две пушки 20К. Калибр — 45 мм. Эти орудия использовались на многих советских танках и бронеавтомобилях. Их основное предназначение – уничтожение всех видов бронетехники противника. Начальная скорость снаряда, выпущенного из 20К, достигала 760 метров в секунду;
  • Шесть (на некоторых машинах пять) пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. В средних и малых башнях устанавливалось по одному ДТ, а в главной – два, причем один из них монтировался в корме.Средняя» башня Т-35 с 45-мм орудием 20К и спаренным пулеметом ДТ

Боекомплект к основному орудию состоял из 96 унитарных выстрелов. 48 из них были с фугасными снарядами, 48 – со шрапнелью. Часть последних могла быть заменена на бронебойные боеприпасы.

К пушкам 20К имелось 226 выстрелов – по 113 с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Питание пулеметов осуществлялось из дисковых магазинов по 63 патрона. Всего в танке имелось 160 дисков (10 080 патронов). Следует отметить также, что поздние Т-35 могли комплектоваться дополнительным зенитным пулеметом, устанавливаемым в турели на люке наводчика главной башни.

-5

Эксплуатация

Тяжёлый танк Т-35 выпускался очень малыми партиями – в среднем за год удавалось построить около 10 машин. Они должны были поступать в тяжёлые танковые бригады Резерва Главного Командования. Танки регулярно демонстрировались на парадах, изображались на агитационных плакатах, но в бою участвовать приходилось не этим «сталинским монстрам», а лёгким Т-26 и БТ. А малые объёмы выпуска Т-35 привели к тому, что фактически из них сформировали только одну тяжёлую бригаду – в Харькове.

Собирать Т-35 прекратили в 1939 году, а уже в 1940 году поступило предложение убрать их из боевых частей окончательно и использовать только для парадов.

Однако машины решили эксплуатировать «до полного износа». Что и произошло.

В июне 1941 года большинство танков Т-35 находилось в распоряжении 34-й танковой дивизии Киевского военного округа, причём часть их них требовала капитального ремонта, а некоторые уже были отправлены на ремонт в Харьков. После начала войны танки, ожидавшие капремонта, были брошены. Большинство машин (26 штук) немедленно дошли до пресловутого «полного износа», и были уничтожены экипажами. В боях потеряли только четыре машины.

К осени 1941 года дело дошло до машин, стоявших на ремонте в Харькове. Четыре Т-35 использовали для обороны города. Считается, что два танка были подбиты немцами, а два брошены и подорваны экипажами. Для обороны Москвы затребовали Т-35 из учебного полка военной академии, где он, скорее всего, использовался, как учебный.

-6

Захваченный немцами Т-35 испытывали в Куммерсдорфе, и к 1945 году он был уже не на ходу. До наших дней дошёл только один Т-3, принадлежавший 30-му танковому училищу в Казани.

Тактико-технические характеристики

Хотя концепция тяжёлого многобашенного танка в конце 20-х рассматривалась во многих странах, довести до серии подобные разработки удавалось не всем. Причём по мощи пушечного вооружения Т-35 превосходил все аналоги. Рассмотрим основные параметры танка.

ТТХ
ТТХ

Большинство недостатков Т-35 стали очевидны уже во время его эксплуатации. Двигатель М-17 был слаб для такой тяжёлой машины, большая длина сильно ухудшала манёвренность. Броня была, фактически, противопульной.

-8

В теории танк мог сконцентрировать на одной цели огонь двух пушек и трёх пулемётов, но на практике управлять огнём всех башен командир оказался не в состоянии. Для исправления этого недостатка даже пытались разработать танковый аналог корабельного прибора управления артиллерийским огнём.

Т-35, созданный в рамках тупиковой концепции, однако, стал важной вехой в развитии советского танкостроения.

Конструкторам, ещё недавно не имевшим никакого опыта, удалось разработать сложную боевую машину, которой ранее не производил никто. Соответственно и заводам пришлось учиться собирать такую технику серийно. В этом и заключается главная заслуга Т-35. К сожалению, тихо уйти на покой ему не дали, война помешала.