Найти тему
Нас это касается

"Сегодня он играет джаз, а завтра ….". История двух сбежавших музыкантов из СССР. Рассказ очевидца

Оглавление

Борис Мидный и Игорь Берукштис

При подготовке материала, посвященном гастролям вокального квартета «Советская песня» в Японии не придал особого значения теме сбежавших музыкантов и не стал указывать их фамилии. Но именно этот момент вызвал большое число комментариев, порой диаметрально противоположных мнений. Я нашел материал об этом событии тех лет, и можно сообщить имена этих музыкантов: Борис Мидный и Игорь Берукштис.

-2
Игорь Берукштис (контрабас) и Борис Мидный (саксофон) на фестивале «Джаз-62»
Автор снимка – Владимир Садковкин.
В числе зрителей фестиваля Андрей Тарковский (второй слева).
Автор снимка – В.Ахломов

Борис Мидный родился 22 октября 1937 года в Москве, отец был пианистом, хоровым руководителем, мать – оперной певицей. Борис учился в училище Гнесиных по классу кларнета, самостоятельно освоил игру на саксофоне. Есть сведения, что Борис Мидный руководил джазовым квартетом.

Берукштис Игорь родился в 1933 году в Москве, окончил музыкальное училище имени Гнесиных. Учился в консерватории, но не успел её закончить. Во второй половине 50-х годов считался одним из лучших джазовых контрабасистов. В 60-х годах перешел в оркестр Утесова.  Для поездки в Японию Игорь отпросился из оркестра.

-3

Фестиваль «Джаз-62» состоялся с 5 по 7 октября 1962 года в кафе «Молодежное». Это заведение еще в 1961 году стало первым джазовым кафе под патронажем горкома комсомола. Здесь почти ежедневно звучал джаз и это место считалось элитным среди московской интеллигенции. На этом фестивале Борис и Игорь выступили на одной сцене.

Удалось найти один материал, посвященный побегу этих музыкантов. Это статья «Вот кто будет играть в их джазе» в газете «Известия» от 10 сентября 1964 года, автор Татьяна Тэсс (настоящее имя Татьяна Николаевна Сосюра).

-4

Удивило, что статья была написана не по факту побега, а как ответ на письма читателей. Прямая цитата: «В редакцию пришло несколько писем сходного содержания. Читатели рассказали о том, что недавно в одной из передач зарубежной станции они услышали следующее сообщение. Два джазовых музыканта из числа гастролировавшего в Токио советского эстрадного ансамбля явились в американское посольство и попросили политическое убежище. Они были отправлены самолетом в Копенгаген, а оттуда переброшены в  Западную Германию.  Авторы писем просили рассказать, что это за люди». Спасибо любознательным читателям тех лет, а то и этого материала не было бы.

Интересно про Мидного. Согласно статье, на него были заявления в милицию, прокуратуру, Министерство культуры. Вопрос как человека с такими «заслугами» выпустили в Японию?

Совершенно стандартный оборот для подобных статей. Прямая цитата: «Досадно, что в нашем обществе, среди миллионов цельных, чистых,  сильных людей еще существуют такие подонки, человеческое отребье. Мне горько, что мы с ними возились, учили, растили, подавали им руку. И вот они постучали в чужую дверь».

Татьяна Тэсс в качестве назидания поведала историю геолога Василия Чикоидзе. Выехав по турпутевке в ФРГ он не вернулся на Родину. Горек оказался вкус чужбины – поиск работы, страх, одиночество, неустроенность. Спустя 7 лет Василий попросился назад. Эта история была опубликована в грузинской газете «Коммунист», и читатели в письмах в газету высказались категорически против прощения «блудного сына». В возвращении на Родину  В. Чикоидзе было отказано.

В интервью одной из радиостанций г.Кёльн музыканты объяснили, почему они остались на Западе: «Нас побудила к этому любовь к музыке. У нас стояло два выбора или заниматься музыкой или остаться на западе».

После Западной Европы музыканты оказались в США, г.Нью Йорк. И здесь в начале 1965 года совместно с двумя американскими джазовыми музыкантами выпустили пластинку «Happines»          

Обложка пластинки «Happines». И.Берукштис в очках (без бороды),

Б.Мидный  внизу.

Берукштис около десяти лет жил и работал в США, в том числе на Гавайах. В журнале «Посев» №4 за 1976 год (печатный орган Народно трудового союза) есть информация, что Игорь получил американское гражданство в 1972 года. Что бы соединиться с семьей, которая получила 12 отказов на выезд  в ОВИРе, Игорь устраивал в Хельсинки демонстрации.

В середине 70-х годов Игорь Берукштис переехал в г.Мюнхен  и в течении длительного времени на радио «Свобода» вел музыкальные передачи, посвященные джазу на русском языке.

Борис Мидный остался в Нью Йорке, работал аранжировщиком для телевидения. Со временем у него появилась своя студия звукозаписи.  С 1978 по 1999 года Борис Мидный выпустил более 10 альбомов. В релизах характеризуется как:  «американский диско-продюсер, композитор, маэстро, аранжировщик, дирижер и мультиинструменталист  родом из России. Является одним из главных архитекторов звука Eurodisco. Одним из первых стал использовать весь потенциал 48-дорожечной записи. Борис в своих многочисленных альбомах запустил новый стиль, который возглавил хит-парады Евро-Диско. Принял активное участие в разработке развивающихся стилей транса, хип-хоп и D&B и других»

-6

Борис Мидный на обложке альбома «The Empire strikes back» (1980)

Татьяна Тэсс в своей статье в газете «Известия» дала на прогноз на дальнейшую жизнь музыкантов.

Прямая цитата: «Они будут плакать, кусать локти, и вспоминать все, что давала их собственная страна, для того, что бы они росли людьми».  А сбылся прогноз это прогноз или решает пусть решает для себя читатель.

Поставьте автору и участнику тех событий лайк, ему будет приятно.

Послушать альбом Бориса Мидного «The Empire strikes back» (1980) можно по ссылке