Бухара издавна вела торговлю с сибирскими татарами, в частности с Тюменским ханством. Правда их положение пошатнулось, когда они привели на престол ногайского царевича Кучума, который свергнул законного правителя - тайбугу Едигера. Местное население восприняло Кучума как оккупанта и вместе с ним такое же отношение сложилось к бухарцам.
После прихода русских бухарцы смогли втереться в доверие к ним, так как только они могли обеспечить всеми припасами и товарами быстро растущее славянское население Сибири. Подвоз из центральных районов Московского царства тогда был сильно затруднен.
Как отмечал известный сибирский историк – краевед И.А. Завалишин, коренные сибиряки – это потомки древних новгородцев с Волхова, переселенцев с Двины, Вычегды, Сухоны, с поморских земель, из Устюга, толпами бежавших в Сибирь после разгрома Новгорода Иваном Грозным, в смуты междуцарствий - Н.И.Сезева "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО НАРОДНОГО КОВРА. БУХАРСКАЯ ГИПОТЕЗА" https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-tyumenskogo-narodnogo-kovra-buharskaya-gipoteza
Учитывая важность налаживания торговых связей с восточными странами, в конце ХVI в. был издан царский указ: Привлекать для торговли в Сибири бухарцев и оказывать им ласковость и никаких пошлин с них не брать» - Миллер, Г. Ф. История Сибири: в 2 т.– М; Л., 1937. - Т. 2.
Бухарцы не потеряли своего привелегированного положения и после укладки в 1597 году нового Бабиновского тракта. Наоборот пользуясь новой торговой артерией бухарцы шли вслед за русскими землепроходцами и основали торговые фактории практически по всей Южной Сибири.
Постепенно сами бухарцы стали оседать в русских сибирских городах.
Среднеазиатским купцам разрешалось «безпошлинно торговать с русскими людьми и татарами, жить на посаде до полной распродажи товаров, оставаться на зиму («годовать»), если в этом будет необходимость» - Миллер, Г. Ф. История Сибири: в 2 т.– М; Л., 1937. - Т. 2. с.150
В первом русском сибирском городе уже в начале 17 века появилась целая Бухарская слобода, которая размещалась отдельно - за рекой Турой.
Как писал А.Н. Радищев, – почти вся Сибирь ходила в белье и платьях из бухарских и китайских тканей; жители ходили в…фанзовых рубахах; в них наряжались солдатки, крестьянки шили сарафаны и чепцы, обшитые позументами» - Ядринцев, Н.М. Кустарные промыслы в Сибири и значение их // Русская мысль. – 1881. – Кн. 10. с.22
Бухарцы стали привозить с собой не только товары, но и самих мастеров кожевенного, ковроткаческого промыслов, которые уже на месте организовали ремесленное производство. Плоды своего ремесла они продавали на ежегодных ярмарках и субботних торжках.
Именно от этих бухарских спецов в народ пошло такое местное самобытное рукоделие как знаменитый тюменский махровый ковер.
Первыми кто освоил ковроткачество из русских были жители пригородного тюменского села - Каменское, которые были старообрядцами.
Сами же бухарцы, проживавшие в Сибири практически до начала 19 века жили обособленными группами, образуя большие бухарские волости. Но затем бухарцы постепенно слились с местными татарами и потеряли свою идентичность. Сейчас уже вряд ли встретишь в Сибири кого-нибудь, кто мог бы гордо именовать себя потомком бухарских купцов.