Мавзолей Ходжа ‘Аламбардор – «Ходжа-Знаменосец». 1790 г., перестроен в XIX в. знаменитым ташкентским купцом Саййид ‘Азим-баем. Отреставрирован и реконструирован в 2005 г.
Адрес: Шайхантахурский район, ул. Казиробот, 19-а. Здание расположено в районе ворот старого Ташкента Камалан, на кладбище. Хазрат ‘Абд ал-‘Азиз-баба, уроженец Сайрама, был одним из первых последователей пророка.По местному преданию, Ходжа Аламбардор был учеником и сподвижником Абу-Бакра Мухаммада Каффал аш-Шаши и одним из первых распространителей ислама в области Шаш.
Вероятно, мавзолей возведен в районе, где Ходжа Аламбардор когда-то останавливался, – при археологических исследованиях на глубине трех метров были обнаружены остатки жилого дома X в. Мавзолей возвышается на искусственном холме. Вход в здание расположен с севера, он отмечен выступающим на полтора метра относительно корпуса мавзолея низким порталом. Сооружение прямоугольно в плане , его высота превышает 10 м. Гурхана имеет в каждой стене неглубокие ниши, перекрытые арками.
В 9 метрах к востоку от мавзолея находится чилляхана из квадратного жженого кирпича. Спускались в чилляхану по коленчатой кирпичной лестнице с востока. Неподалеку от мавзолея располагалась мечеть. Долгое время она была закрыта, здание открыли 6 декабря 1944 г., и после небольшого ремонта с 1945 г. она использовалась по прямому назначению.
В годы независимости – 1993–2005 гг. – архитектурный комплекс был существенно перестроен и дополнен несколькими зданиями, в том числе двумя джума-мечетями. Они традиционно располагаются вокруг прямоугольного двора. Со стороны улицы комплекс огражден забором из красного кирпича с разбивкой поверхности плоскими арочными нишами.
В северо-восточной части ансамбля расположен вход, оформленный монументальной дарвазахана, перекрытой куполом, облицованным голубой майоликой.
Дарвазахана принадлежит к типу чортак – во всех стенах располагаются большие сквозные арочные проходы. По его сторонам симметрично расположили еще по одному малому входу. В оформлении здания господствует майолика: тимпаны арок заполнены растительными орнаментами затейливого рисунка. Над главным входом расположен фриз с надписями изречений из Корана, по сторонам он заключен небольшими прямоугольными панно с именами Всевышнего и Пророка; ниже портальную раму огибает геометризованная непрерывная надпись с именами халифов. Над арками малых входов с обеих сторон также расположены фризы с эпиграфикой.
В западной части двора находится монументальное здание Соборной мечети с остекленным вестибюлем и частью корпуса. В интерьере средняя часть зала выполнена в два света, по краям располагаются дополнительные балконы, поддерживаемые прямоугольными колоннами, облицованными серым мрамором. Верхние части колонн и потолки молитвенного зала покрыты ганчевой лепниной. Ниша михраба в западной стене декорирована ганчевыми сталактитами, позолоченными надписями, полуколонками.
В ином стиле сооружена мечеть в западной части двора. Ее длинный главный фасад имеет два невысоких портала, в стенах устроены большие сводчатые окна. Интерьеры помещений оформлены изысканными люстрами с надписями на стекле, деревянные потолки сложного столярного набора, ниши михрабов украшены позолоченной резной эпиграфикой и т.д.
С юга к мечети примыкает большой айван. Его тыльная сторона облицована мрамором, а плоское перекрытие опирается на деревянные колонны прекрасной резной работы на мраморных базах. Восточная стена ансамбля глухая, но облицована мрамором с разбивкой плоскими стрельчатыми нишами. Вдоль нее паломники проходят на кладбище, где расположена могила Ходжа ‘Аламбардора. Вход к святыне расположен в юго-восточном углу ансамбля, выделен пештаком, облицованным мрамором. Кованые ворота состоят из двух створок, их рисунок строг и традиционен.
Источник: книга-альбом "Архитектурная эпиграфика Узбекистана. Ташкент"