Однажды руководительница, о которой я рассказывала здесь, решила, что раз весна, то пора выехать за город всем коллективом для укрепления корпоративного духа. Выезд был назначен на субботу в начале мая, в один из майских праздников. Никакие отговорки не принимались, субботу она приравняла к рабочему дню, а тем, кто вдруг не явится, пригрозила отработкой в другой выходной. Заранее был заказан автобус и все были оповещены о времени выезда и маршруте.
В Петербурге начало мая всегда очень непредсказуемо: может идти снег или дождь, а может неожиданно потеплеть. Мама мне рассказывала, что раньше в советские времена, когда проводились демонстрации трудящихся и все в них участвовали, на первомай всегда шел дождь, холодный и пронизывающий, иногда со снегом, а температура не поднималась выше 10 градусов, но все мужественно шли положенное время, а уже потом дома отогревались кто чем мог.
Конечно, в день нашего выезда погода была именно такой. Накрапывал дождь, небо обещало всем своим угрюмым видом извергнуть потоки воды на наши головы, но автобус стоял и рядом с ним директриса, экипированная так, будто собиралась в турпоход по непроходимому маршруту на несколько дней. Присутствовали все. По мере продвижения по трассе сотрудники все больше понимали, что лучше надо было отработать один дополнительный день, чем ехать куда-то. Упадническое настроение ощущалось в воздухе, директриса его тоже почувствовала и попросила одного из приближенных, профессионально занимавшегося музыкой и даже когда-то вокалом, что-нибудь спеть, такое бодрое и энергичное. Хорошо, что путь был недлинным, и это пение, даже очень неплохое, но не совсем уместное, продолжалось недолго. Кстати, исполнялись исключительно советские застольные песни.
По приезде на место дождь почти закончился. Хотя бы это! Местом была какая-то полянка в лесу, где директриса когда-то бывала с друзьями. Обычно на таких выездах жарят шашлыки, поэтому и наша программа состояла из шашлыков во-первых и самого тренинга во-вторых. Тема тренинга была неизвестна, но думаю, у нее было несколько вариантов в зависимости от того, как пойдет сам процесс. А процесс шел медленно и неповоротливо. Девушки самоустранились от шашлыка, предпочитая общаться за нарезанием овощей на салат в сторонке, а мужчины вынуждены были выполнять роль шашлычников, хорошо нашелся среди них тот, кто это умел делать и смог организовать остальных. Время шло, шашлык жарился, а тренинг не начинался.
Обычно сначала на таких мероприятиях на первом месте учеба, тренинги, лекции, а потом все остальное, но у нас все было наоборот. Точнее, должно было быть, потому что директриса не терпела обыденности, ей подавай только нестандартные решения и оригинальные идеи. Видя разброд и шатание в коллективе и не желая с этим мириться, она предложила устроить конкурсы. Каждый должен был придумать конкурс (костюма, прочитанного стихотворения, песни и т. д.), потом все выбирали лучший и уже его устраивали. Такой конкурс в конкурсе. Народ что-то вяло предлагал, что-то избитое и банальное, идеи ей не нравились. И тогда она неожиданно решила совместить конкурс с тренингом, видимо, заметив, что не успеет или не сможет донести свои самобытные мысли о том, как надо жить и работать, до бесцветного скучного коллектива. Задача была придумать сценку и в ней прорекламировать наши товары, а победителей ждал приз. Никто не хотел даже думать, что за приз.
Люди понуро разбрелись на группы и стали что-то вымучивать из себя. Не у всех есть актерские таланты, режиссерские способности и блистательные идеи. Особенно когда это делается под принуждением. Тем временем шашлык был готов - решили после него сразу начинать конкурс. Шашлык оказался вкусным, сочным, с приятным запахом костра и как-то смог немного развеять тоску в глазах и создать благостное выражение на лицах. Народ ел неспешно, с удовольствием, уже слышались шутки и смех. Кто-то, оказывается, взял гитару и начал напевать - постепенно атмосфера стала более непринужденной. Директриса приободрилась, даже что-то пыталась спеть сама, мельком заметив, что окончила музыкальную школу. Тренинг с конкурсами отошли на второй план, на она о них не забывала. В приятных разговорах и песнях время пролетело быстро, и тут из-за деревьев показался наш автобус.
Оказалось, что что-то напутали со временем заказа и пора было возвращаться. Водитель слушать ничего не желал, его время было расписано до конца дня. Пришлось загружаться в автобус и возвращаться. Кто-то с радостью и облегчением, а кто-то равнодушно. Лицо директрисы выражало еле сдерживаемое негодование. Ее планы пошли прахом! Но деваться некуда, резким движением она бросила свои вещи на сиденье автобуса, окинула злобным взглядом коллектив, и автобус отправился восвояси. Подальше от тренингов, лекций и нравоучений.