Почему «Мертвые души» — это поэма? Почему так выделена поэма [на собственоручном рисунке обложки], к совсем другому отсылающая... А к чему другому? <...> Конечно, к «Божественной комедии» Данте. <...> В самом тексте гоголевской поэмы есть отсылки к Данте, полушутливые, но есть, а есть и прямая отсылка, говорящая о трехчастности поэмы, о том, что еще «две большие части впереди» — в конце первого тома пишет Гоголь. Почему? Да потому что задача этой поэмы не разоблачение этой гадкой России, не сатира на неё, не то, что требует такого революционного исправления и улучшения земного, а другое в центре... а что? что другое тогда? А то, что мертвые души должны воскреснуть... Мы помним, что в первом томе «Божественной комедии» изображается Ад, во втором томе — Чистилище, в соответствии с католической традицией, в третьей части уже — Рай. Конечно, о прямой проекции здесь говорить невозможно, но, без всякого сомнения, выделяя слово поэма Гоголь как раз задумывался о такого рода проекции, перед нами — дерзновенная задача... потому что у Данте изображается всё-таки настоящий Ад, настоящие умершие, поэтому современники суеверно отшатывались от Данте со словами «Он был в аду»... а здесь Гоголь показывает, что люди, находящиеся по эту сторону жизни, на самом деле имеют мёртвые души. И, как это давно замечено, каждый новый герой, к которому отправляется Чичиков, как бы мертвее предыдущего, то есть перед нами своего рода круги ада, и очень существо, что они об этом не подозревают. Это читатели, это мы с вами должны догадаться, посмотрев на обложку, увидев эти черепа, эти скелеты, что всё-таки перед нами отсылка к какой-то иной традиции, более глубокой, христианской традиции, а не традиции такого зубоскальства, которая принижает принижает Гоголя, принижает дерзновенный гоголевский замысел о том, что должно последовать дальше... Но мы с вами знаем, что Гоголю не удалось воплотить этот замысел вполне, в полном виде, в трехчастном виде... А почему не удалось? Задумаемся с вами, какая часть не удалась? Вот он мучился, долго писал, наконец, сжег не то предварительные только наброски, главы, не то целиком... — сейчас эта тайна, видимо, так и останется в гоголеведнии, — почему? Потому что православное сознание Чистилища не знает... Перед нами такое столкновение замысла: что вот я хочу тоже показать, как постепенно будут воскресать эти самые мертвые души и Чичиков тоже, конечно, и он должен воскреснут, а потом уже третья часть будет... Оказалось, что это невозможно... Я связываю это именно с особенностями православного сознания: ну вот нет Чистилища... А как же тогда воскресение? Где же тогда воскресение? А оно уже произошло... А где? В конце первого тома. Как раз в конце первого тома мы видим стремительное, сюжетно немотивированное, чудесное превращение брички Чичикова в птицу тройку... Если мы с вами проанализируем текст, мы не увидим границ, которые отделяют птицу тройку от брички Чичикова: перед нами неуловимое превращение, но есть некоторые совершенно очевидные вещи...
Если понравилось, подставьте лайка и подпишитесь на канал Иван Есаулов. Русская культура
Персональный сайт: http://esaulov.net
Группа Вконтакте: https://vk.com/esaulovivan
Телеграм-канал: https://t.me/esaulovivan
Youtube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCheMlfsf2JVsEuRLYovEWRA/videos