Найти в Дзене
Исторические сражения

Что за "адские машины", так испугавшие людей в XIX столетии

В 1800 году, после покушения на консула Бонапарта, с легкой руки крикливых газетчиков появился термин "адская машина". Изначально произнесенное на латыни словосочетание это после перевода вошло во многие языки. И с тех пор адскими машинами стали называть всяческие взрывные устройства, используемые в целях запугивания.

Особенно популярным термин стал во второй половине XIX столетия, когда опасный, но не очень хорошо дробящий снаряд черный порох стал заменяться более мощными составами на основе нитроглицерина. Который можно попытаться получить в домашних условиях при наличии минимального количестве реактивов и базовых знаний по химии. Правда, такие попытки не менее опасны для самих производственников. Что хорошо известно по российской истории и литературе того периода. Самоподрывы случались так часто, что любой громкий хлопок в городской черте приписывали очередному взрыву лаборатории нигилистов. Что, по правде говоря, не так уж и далеко уходило от истины. А еще на исходных бомбисты погибали никак не реже, чем на этапе подготовительном – все же нитроглицерин крайне капризен.

Но, чести ради, стоит заметить, что адская машина не обязательно представляла собой взрывное устройство. В широком понимании это вообще оружие массового поражения. И, поскольку сама специфика такой акции мало способствует избирательному поражению, старались работать по площадям. А уж какая технология станет применяться – то дело десятое. И в 1835 году устройство Фиески, приготовленное для покушения на жизнь короля-гражданина Луи-Филиппа, представляло собой пук ружейных стволов, направленных веером и работающих от одного запала. Кстати, это подобие средневекового органа (многоствольное оружие) неплохо сработало. Хотя сам монарх не пострадал, а вот 18 посторонних человек – погибли сразу или от последствий ранений.

"Адская машина" Жозефа Фиески. Из музея Карнавале в Париже (carnavalet.paris.fr)
"Адская машина" Жозефа Фиески. Из музея Карнавале в Париже (carnavalet.paris.fr)

И все же адские машины предпочитали делать в виде самых разных мин или гранат. И если нитроглицерин сам по себе неплохо инициировался от любого сотрясения, то бомбы на основе пороха или более инертных взрывчатых веществ приходилось как-то оснащать фитильными запалами или химическими взрывателями. Что тоже не представляло сложностей для человека, знакомого с химией – в дело обычно шла простейшая схема на основе особой соли, кислоты и стеклянной тонкостенной ампулы.

Собственно, террористы той поры много переняли у военных. Скажем, первые мины по преданию (не подтверждено доподлинно) придумали китайцы, которые заранее закладывали пороховые заряды и взрывали их при помощи фитильного запала. Хотя мог применяться и терочный состав – все необходимое уже имелось, но вот свидетельств о том, что кто-то додумался эти компоненты совместить в одном устройстве, нет.

Для охраны крепостей любили применять простые замаскированные ямы или ниши с пороховой начинкой и поверхностной засыпкой каменной дробом. Первое время для воспламенения шли те же фитильные системы, хотя при осаде крепостей умели устраивать и замедлители – обычные свечи. А вот как только изобрели кремневый замок, его стали применять и в минном деле. Причем это были, по сути, первые мины-растяжки. Правда, черный порох страшно гигроскопичен, так что хлопот от таких мин иной раз было у обороняющихся было много больше, чем неприятностей у потенциальных мишеней. И приходилось держать специально обученных людей, которые регулярно инспектировали заложенные заряды и меняли в них порох. Что и не позволило стать технологии массовой – уж очень много дорогого пороха требовалось для подобных забав.

Эпизод покушения на Наполоена. Гравер: Jacques Bonnefoy
Эпизод покушения на Наполоена. Гравер: Jacques Bonnefoy

В XIX столетии в Америке во время гражданской войны разработали мину с терочным составом на основе белого фосфора, которая работала почти надежно. Так что больше эта мина прославилась не своей эффективностью, а тем, что для разминирования таких минных полей широко применяли пленных. А еще в том столетии (немного раньше – в 1830-х) русский ученый-электротехник Павел Шиллинг разработал технологию инициации взрыва при помощи электрического (гальванический запал), что оказалось удобно в некоторых случаях. И эту технику тоже заимствовали террористы. Правда, применяли не часто – обычный ударный взрыватель проще в изготовлении и не требует серьезной подготовки при применении.

Удивительное в этой практике другое. Адскими машинами стали нарекать исключительно устройства из мастерских самых разных революционеров и искателей социального равенства. Хотя армейские их аналоги были никак не менее смертоносными. И применялись куда больший временной промежуток. Но этот вид протеста, в принципе известный и раньше, получил распространение именно в веке XIX. И общество так удивилось этому факту, что след остался даже в применяемой терминологии.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться