Образ роковой женщины Настасьи Филипповны был списан Достоевским со своей молодой возлюбленной Аполлинарии Сусловой.
Сильные чувства к ней самому Достоевскому казались наваждением, тяжелой зависимостью, сердечной болезнью. Их отношения длились всего три года, но шрамы на сердце писатель носил до конца жизни.
Аполлинария, женщина яркая, привлекательная и образованная, неотличимая манерами и элегантностью от знатных дам, была на самом деле дочерью крестьянина, бывшего крепостного. Отец Полины-Аполлинарии, предприимчивый и хваткий, рано выбился в управляющие графа Шереметьева, а затем скопил состояние на купеческих и фабрикантских занятиях.
Дочерям своим он дал блестящее образование, сестра Полины прославилась потом как первая русская женщина-врач.
Полина познакомилась с Достоевским, когда ей был 21 год, а ему – за сорок. Девушка добивалась внимания именитого писателя, ее не волновала ни разница в возрасте, ни его жена – она, наконец, написала ему письмо с любовным признанием, после чего у них завязался роман.
Полина Суслова была хороша - «высокая и стройная… Волосы с рыжим оттенком. Глаза настоящие кошачьи, но как гордо и высокомерно умеет она ими смотреть», такой видит ее Достоевский глазами главного героя романа «Игрок», где Аполлинария снова стала прототипом героини, тоже Полины.
Аполлинария была настоящей роковой женщиной, из тех, отношения с которыми качаются из любви в ненависть, с которыми трудно быть вместе и почти невозможно расстаться. Смелая, страстная, независимая – и яростная, обвиняющая, ядовитая.
Уже спустя много лет после завершения их отношений, Достоевский так опишет ее: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
Роман Федора Михайловича и Аполлинарии был настоящими качелями, где она то горячо любила его «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая», то становилась капризной и требовательной, гневной и почти безумной. Всякое было в их любви – она звала его и прогоняла, соблазняла и обдавала холодом, шантажировала самоубийством, скандалила, а потом страстно мирилась. Требовала бросить жену – а потом отказывала на его предложение о браке.
Такой описана и Настасья Филипповна – красивая женщина, обуреваемая страстями, очень независимая, манящая, гордая, но совершенно безумная и разрушительная.
В романе Настасья Филипповна погибает, но по судьбе Аполлинарии Сусловой можно понять, что ждало бы такую женщину в будущем. После расставания с Достоевским, когда писатель понял, что их отношения вот-вот доконают его, она полтора десятка лет мечется по жизни, занимается всем и ничем. Ее романы разочаровывают ее, лишь в сорок она выходит замуж за будущего нашего знаменитого философа Василия Розанова, младше ее на шестнадцать лет.
Но и этот союз быстро распадается, поначалу безумно влюбленный Розанов просто сбегает через шесть лет от ревности и скандалов. А Аполлинария с возрастом становится по-настоящему нетерпимой, несговорчивой, злой и мстительной.
Даже ее старик-отец, к которому она вернулась жить из неудачного брака, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя».
Но зато, не будь в жизни Достоевского этой женщины-урагана, не узнали бы мы его роковых героинь, Настасью Филипповну и Полину из «Игрока». А вот сама Полина Суслова, насколько можно судить, книг Достоевского о ней так и не читала.
Друзья, а вы встречали таких женщин?
Еще по теме:
Как на самом деле выглядела Ирэн Форсайт