«Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему» Гораций
Наиболее интересно рассмотреть этот афоризм через призму современности. Современности, которая воспитала нас и будет воспитывать наших детей. Я думаю, Гораций был бы в шоке, если бы узнал, насколько более применима его мысль к нынешней реальности, чем к той, что принадлежала ему.
Сегодня дело гораздо глубже, чем просто в деньгах и отношениях между ними и их обладателем. Сегодня это проблема, в первую очередь, полной подмены ценностей, смены парадигм, произошедших с обществом резко и безудержно. Насколько они произошли самостоятельно, а может над нами эти изменения произвели? Для ответа на этот вопрос достаточно включить телевизор.
Медиапространство, посягнувшее на наш разум и существенно умаляющее шансы индивида вырасти сильным человеком без психических детских увечий, давно уже перестало удивлять тем, какую свинью порой может подложить нашей духовности, однако в последние 10 лет переплюнуло все свои успехи и побило все рекорды.
Ошеломляющий триумф зла наступил с признанием обществом такого приложения как Инстаграм и последующего культа, сформированного вокруг него.
Раз уж моя речь зашла о зле, стоит сразу пояснить, к чему я клоню. Несмотря на то, что в обществе, среди моих ровесников принята новая модель мышления, отличающаяся какой-то нездоровой толерантностью и признанием права на жизнь всего, что никогда раньше в нормальном обществе принято и признано быть не могло, я уверенно не теряю ориентиров и ощущаю, в каком направлении правда. Тем временем целые поколения принимают за правильные прогрессивные изменения феминизм как явление полного отказа от ранее принятых ценностей, влекущий за собой, в первую очередь, почему-то феминизацию мужского населения; нездоровую сексуальную ориентацию/предпочтения, тем более демонстрацию этого, защиту и отстаивание каких-то низменных притязаний, именуемых «правами»; отказ от веры в Бога в лучшем случае или даже принятие разных оккультных истин, активно продвигающихся с помощью каналов масс-медиа и известных людей; отрицание родителей, истории, как и отрицание продолжения рода, отражающие полнейшее падение представлений человека о любви, семье и браке; и наверное самое важное – полностью вышедший из под контроля эгоизм. Падение института семьи это очень важно, это катастрофа, ибо раньше человека воспитывали в семье, а теперь людей воспитывает окружающая реальность, буквально что придется. Если раньше нас учили скромности наши родители, сегодня нас учат не они, а тенденции, которые просто кричат, что ты быть как все. Бесконечное самолюбование разрушительно влияет на личность даже взрослого человека, - страшно представить, что происходит с психикой подростка, снимающего истории в Инстаграм. Конечно, ничего категорически нового ужасного не произойдет. Проблема в том, что людям этого достаточно. Не уверена, что они понимают, что и прекрасного тоже ничего не будет. Проблема в том, что люди думают, что мир вот такой холодный, жестокий, расчетливый, и соответствуют ему.
Триумф зла заключается в том, что они, увы, поклоняются деньгам. Общество потребления отдает предпочтение работе рептильного мозга, примечательно, что именно на него пытаются воздействовать маркетологи при выборе стратегии и тактики общения с реципиентом. А в работе рептильного мозга, как нам известно, прекрасного мало. Демонстрируя все, что есть и то, чего нет, люди как будто соревнуются между собой в какой-то невидимой гонке, непонятной даже им самим. Деньги и так давно прекратили играть роль в жизни людей, став смыслом, однако с появлением каналов, позволяющих выплеснуть свое низменное людское, падение нравов достигло апогея. И вопрос о том, что легче – излечить душу человечества или устроить очередной потоп, кажется, перестает быть риторическим.
Зло очень хочет победить. Оно сеет зерна в людях, распыляется по миру, а они уже сами их проращивают с помощью гнева, зависти, чувства собственного превосходства. В таком случае, все эти соц. сети, направленные на демонстрацию – просто филиалы негативных эмоций. Ведь это именно то, что люди вызывают, хвастаясь, и чувствуют сами от вида чужих успехов, благ, достатка. Каждый пытается продемонстрировать себя в лучшем свете и повернуться «рабочей стороной» отнюдь не для собственной радости, ибо нормальному человеку фотографирование себя самого радости не приносит. Сегодня общество находится в рабстве у денег и что самое страшное – не осознает этого, а самый идеальный раб тот, кто не понимает своего рабства. Такие черты как стержень, четкая система ценностей и идеалов, которые соответствуют семейной или личной идентичности, сформированные на основе культурной и религиозной принадлежности ограничения и ориентиры, безусловно, противоречат образу удобного раба, ибо наличие вышеперечисленного представляет собойсложность в поиске подхода к такому обществу, таких людей сложно убедить, так как под каждогоне подстроиться, поэтому проще всего «смешать до однородной массы». Смешивание начинается еще на этапе детских мультфильмов, но это уже совсем другая история. Реальность, созданная нам(и) искусственно, - ложная, учит нас постоянно хотеть то, что не принесет удовлетворения, а лишь усилитжелание приобретать. Странно, что не учит нас хотеть помочь близким, как только мы сыты сами, и всем далеким, как только помогли всем своим. И почему наиболее популярны певицы, позволяющие себе вульгарность, блогеры, переодевающиеся в женщин, фильмы, поддерживающие и пропагандирующие употребление алкоголя? Неужели зло может победить?
Дело не в том, что люди просто любят деньги и покупать себе всякое, дело в том, что когда они – деньги – выше всего, все, что до них – тем более пластмассовое и ненастоящее. Если мы верим в Бога или в добро, что для меня является тождественным, все ценности, все что до Бога – почти так же прекрасны как он сам. Удивительно, но даже если мы верим в зло, там, наверное, превалируют такие понятия как власть, бессмертие, и только вера в деньги не подразумевает ничего большого. Вещи, признание среди соседей, быстрые удовольствия. Мало того, что люди, у которых есть скольким-то больше, чем у остальных, едва ли захотят поделиться, - они упиваются этим. Рептильное мышление не знает эмпатии, я думаю, именно поэтому людям не больно видеть бездомных, брошенных кого угодно – людей, собак..
Иногда я осознаю, что сегодня почти невозможно объяснить, почему плохо слушать музыку или громко смеяться. Это не значит, что нужно отказываться, но хотя бы понять, почему, точно нужно.
Смысл высказывания для меня заключается в том, что в руках большого Человека деньги это власть. Любые, даже самые маленькие, если на них можно кому-то помочь, это уже власть. По-настоящему распоряжаться деньгами значит делать добро, создавать новое, пользоваться средствами, в конце концов, самому деньги приемлемо только прожить. В прямом смысле слова, испытать эмоцию, только искреннюю и хорошую, как радость. Все купленные вещи с собой не заберешь, это правда, но мне, если честно, непонятно, зачем они и при жизни нужны.
И именно здесь я хочу повести мысль к Аристотелю и его «золотой середине». Это гораздо больше, чем учение о середине между двумя противоположными величинами, это целая философия меры, ибо это понятие становится нулевым километром для объяснения буквально всего. Я пришла к этому без помощи Аристотеля, обнаружила, что все в мире построено на хрупком балансе, и если говорить моими словами, то «Истина – это тонкая линия пересечения черного и белого», под Истиной подразумевая ключ от всех дверей и ответ на все вопросы. Я верю что Истина невыразима, но в исключительных случаях постижима. Тем не менее, есть вопросы, ответы на которые должны быть радикальными, точными и не допускающими никаких середин. В некоторых вопросах необходимо совершить выбор и уверенный, например: быть честным человеком или позволять себе простоту, быть в рабстве у денег или пользоваться ими..
И я бы хотела, чтобы когда-нибудь люди раз и навсегда отдали предпочтение работе своих сердец, а только потом уже всем остальным видам своих мозгов, и прежде всего стремились оставаться Человеком, понимающим Меру. Тогда они станут свободными не только от господствования над ними денег, ничто не сможет контролировать их судьбы, кроме Того, кому господствовать действительно дозволено.