Найти тему

Трезвый ум или бесконечное счастье?

Оглавление

Шизофрения - одно из самых загадочных и овеянных множеством мифов психических заболеваний. Шизофрении бывают разные, а вот причины всех их так до конца и не изучены. Достоверно известно только несколько фактов, вот некоторые из них:
1. чем вы старше, тем меньше у вас шансов заболеть,
2. первые признаки, по-видимому, проявляются ещё в младенчестве. Так, у тех детей, у кого во взрослом возрасте была диагностирована шизофрения, были замечены отставания в развитии, впрочем,не столь значительные: позже стали говорить, чуть позже ходить.
3. шизофрения — наследственное заболевание. Если у родственников первой линии была шизофрения — шансы повышаются, у однояйцовых близнецов 50% вероятности заболеть (если у одного диагноз подтверждён).
4. люди, больные шизофрений не опасны для окружающих, во всяком случае не больше, чем все остальные, наиболее опасны они для сами себя. Они очень часто заканчивают жизнь самоубийством, из-за того, что мышление и поведение их нарушены, ими могут воспользоваться недобросовестные люди: обманывать их, использовать в своих интересах, применять к ним насилие физическое и психологическое.

В этой статье приводим пример больной, у которой диагностирован один из видов шизофрении — Гебефреническая шизофрения. Этот вид заболевания отличается тем, что больные всегда в приподнятом настроении, всё их веселит, всё им мило. Они дурашливы и непоседливы как дети, иногда могут быть злобными, но быстро приходят в своё "детское" состояние. Данное психическое расстройство было названо в честь Гебы — богини юности в древнегреческой мифологии

Бесконечное счастье

-2

Эдельфрида С. — гебефреник. Ей хорошо. Её врач, известный немецкий психиатр Манфред Люц, автор бестселлера «С ума сойти, мы лечим не тех!», любит гебефреников. С точки зрения доктора Люца, не только психиат­ра, но и теолога, лечить надо лишь тех, кто страдает от своего душевного нездоровья. А гебефреники — очень счастливые люди. Правда, если гебефрения, как у Эдельфриды, сопряжена с инкурабельной опухолью мозга, жить им всё-таки лучше в клинике. Гебефрения — это всегда великолепное, весёлое и шутливое настроение, даже если поводов для радости, с точки зрения окружающих, у гебефреника нет никаких. Например, прикованная к постели шестидесятилетняя Эдельфрида страшно веселится, когда рассказывает, почему ей нельзя сделать операцию и поэтому она умрёт через полгода.

— Брык — и откину копыта! — хохочет она.

— А вас это не печалит? — спрашивает доктор Люц.

— С чего бы это? Какая чепуха! Какая мне разница — живая я или мёртвая?

Ничто на свете не способно огорчить или расстроить Эдельфриду. Она плохо помнит свою жизнь, смутно понимает, где она находится, и понятие «я» практически ничего для неё не значит. Она с удовольствием ест, только иногда опуская ложку, чтобы всласть посмеяться над видом капусты в супе или попугать куском булочки медсестру либо доктора.

— Ав-ав! — говорит она и заливисто хохочет.

— Это у вас собачка? — спрашивает врач.

— Да что вы, доктор! Это же булочка! И с такими вот мозгами вы ещё собираетесь меня лечить?! Вот умора!

«Строго говоря, — пишет Люц, — Эдельфриды с нами давно уже нет. Её личность уже ушла, оставив после себя вот это чистое чувство юмора в теле умирающей женщины».

Афазия Вернике


До конца непонятно как работает наш мозг (интересно, что этим учёным вообще понятно)), но мы знаем, что есть определённые области, отвечающие за определённые функции. Вот, например, в коре головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины есть небольшая область, названная областью Вернике. Нейроны в этом маленьком отделе отвечают за усвоение и понимание устной и письменной речи. Если её (область Вернике) разрушить, то больной не сможет осмысленно говорить и понимать, что говорят ему, а также читать и писать. Представьте, вы проснулись в Корее, и все вокруг говорят и вы говорите, но никто ничего не понимает. Вот так себя чувствуют люди с травмированной областью Вернике, но в отличие от нас, шансов, что непонятное наречие рано или поздно усвоится и станет осмысленным у них практически нет.

Нелюбимец слов

Когда смысл рассыпается и ускользает
Когда смысл рассыпается и ускользает

Афазия Вернике — таков диагноз 33-летнего москвича Антона Г., пережившего черепно-мозговую травму. Диалоги с ним опубликованы в «Вестнике ассоциации психиатров» (2011). После аварии Антон никак не может разобраться со словами: они словно перепутались в его голове, оторвавшись от своих значений и перемешавшись как бог на душу положит.

— Я бросил брыль, — говорит он, — навернул дрын. Ну такой, кругловатый, которым наподкрутят махину.

— Руль?

— Да. Брыль. Докор, давайте забодня перекатим. Калоша бучит.

— Голова? У вас болит голова?

— Да. У лихого газа. Между слез. Иподально.

Это не дефект речи, это нарушение её понимания. Антону тяжело беседовать с людьми. Они говорят на каком-то малознакомом ему языке, в котором он с трудом улавливает еле знакомые созвучия. Поэтому общаться ему проще жестами. Читать он тоже разучился — на табличках в госпитале написаны какие-то дикие сочетания букв. Сам же Антон пишет вместо своего имени «акнлпор», вместо слова «машина» (ему показывают автомобиль на картинке и несколько раз медленно повторяют «ма-ши-на») он неуверенно выводит длинный ряд согласных, на целую строчку. Неврологи и логопеды умеют справляться с некоторыми проблемами при афазиях. И хотя терапия Антону предстоит длительная, у него есть шанс опять вернуться в мир, полный разумных слов и смысла.

Еще интересные случаи из практики психиатров
"Синдром чужой руки" и Человек, надевший жену вместо шляпы
Последний приют алкоголика и Застывший ужас