Найти тему

Черные клавиши на бумаге. Так ли это страшно?

Оглавление

Чтобы перейти к освоению разных тональностей, нужно познакомиться с диезом и бемолем. Наверняка вы уж слышали о них и имеете представление, что эти термины как-то связаны с черными клавишами фортепиано. Кроме диеза и бемоля существуют и другие знаки альтерации - бекар, дубль-диез и дубль-бемоль. Все они служат для изменения высоты звуков, что собственно и называется альтерацией.

Диез, бемоль, бекар, дубль-диез и дубль-бемоль.
Диез, бемоль, бекар, дубль-диез и дубль-бемоль.

Диез - это знак повышения на пол тона

Чтобы повысить на пол тона "белую клавишу" нужно просто подняться на соседнюю черную. На бумаге нота до, повышенная на пол тона будет называться и записываться до диез. То же самое произойдет при повышении со всеми остальными белыми клавишами: ре - ре диез, фа - фа диез и т.д. Внимательным и осторожным нужно быть с двумя парами звуков, между которыми отсутствует черная клавиша - это ми-фа и си-до. При повышении ноты ми на полутон, в соответствии с общим правилом, она называется ми диез, но совпадет с другой белой клавишей - фа. Нота си диез тоже будет совпадать с белой клавишей - до.

Обратите внимание, что одна и та же клавиша может называться Фа и Ми-диез! Клавиша До (на рисунке не подписана верхняя до) будет так же называться Си-диез.
Обратите внимание, что одна и та же клавиша может называться Фа и Ми-диез! Клавиша До (на рисунке не подписана верхняя до) будет так же называться Си-диез.

Зачем называть по-разному один и тот же звук?

Если в отношении черных клавиш все оказалось довольно логично - мы просто присвоили им новое название и поняли, что их смысл состоит в повышении звука, то белые клавиши почему-то получили "второе имя". Смысл в том, что если мы повышаем в ладу какую-то ступень, она не может превратиться в другую ступень!!! Давайте разберемся на примере до-мажора. В гамме до-мажор 7 ступеней - до, ре, ми, фа, соль, ля, си и до. При необходимости мы можем изменять каждую ступень, но она должна сохранить свое первоначальное название. Таким образом нота до может стать до-диез, до-бемоль или даже дубль-диез. Это позволяет понять, что речь идет именно об измененной первой ступени.

Бемоль - знак понижения на пол тона

Чтобы переключить свое восприятие на бемоли и разобраться с ними, нужно в некоторой степени абстрагироваться от диезов. На практике эти системы взаимоисключающие, что подтверждается существованием диезных и бемольных тональностей. Выбрав определенную тональность, мы будем мыслить либо в системе диезов, либо в системе бемолей. При понижении "белых клавиш" используются те же черные клавиши, которые мы только что назвали диезами! И вот здесь-то, в системе бемолей, они тоже получают свое "второе имя". При понижении на пол тона мы будем опускаться с белых клавиш на соседние чёрные. Начнём двигаться вниз от ноты си. Находящаяся слева от неё чёрная клавиша будет называться си- бемоль. Слева от для - ля бемоль, и т. д. Более внимательно опять же стоит отнестись к полутонам ми-фа и си-до. Понижение ноты фа на пол тона будет называться фа бемоль и совпадёт по звучанию с нотой ми. До бемоль и си тоже будут находится на одной клавише.

На одной клавише находятся пары звуков Ми и Фа-бемоль, Си и До-бемоль.
На одной клавише находятся пары звуков Ми и Фа-бемоль, Си и До-бемоль.

Теперь система "вторых имен" стала нам более понятной. Черные клавиши одновременно могут служить для повышения и понижения звуков.

Система "двух имен"

Энгармонизм - это существование разных вариантов записи одного и того же звука (звук на одной клавише может называться Ми и Фа-бемоль).

Энгармонизм диезов и бемолей
Энгармонизм диезов и бемолей

Теперь, попытавшись сопоставить системы диезов и бемолей, мы можем назвать звуки, находящиеся на черных клавишах, энгармонически равными. Это значит, что повышение одной ступени совпадает с понижением другой. Звучать будут абсолютно одинаково: до-диез = ре-бемоль, ре-диез = ми-бемоль, фа-диез = соль-бемоль, соль-диез = ля-бемоль. Обратите внимание, на рисунке отмечены пары звуков, между которыми в до-мажоре возникает пол тона - ми-фа и си-до, для них возможен двойной энгармонизм. На рисунке мы видим ми-диез = фа (если мыслить как повышение), так же можно записать фа-бемоль = ми (если мыслить как понижение). Аналогично для звуков си-диез = до, и до-бемоль = си.

Другие знаки альтерации

Бекар служит для отмены диеза или бемоля. Например если после "до диеза" написан "до бекар", значит нужно исполнять просто ноту "до". Или после "ля бемоль" стоит "ля бекар" - играем "ля".Дубль-диез и дубль-бемоль соответственно повышают и понижают звуки на целый тон. Так по звучанию "до дубль-диез" = "ре". Не пугайтесь, на первом этапе своих занятий вряд и вы их увидите. Встречаются не так уж часто.

Большое дело сделано в маленькой статье! Я надеюсь, что теперь вы сможете исполнить нотный текст с любыми знаками без затруднений.